Найти тему
Epoch Times Russia

Феномен Лидии Чарской

ВРЕМЯ ВСЁ РАССТАВИЛО ПО СВОИМ МЕСТАМ

Автор: Лариса Михайлова

Лидия Алексеевна Чарская (1875 — 1937). .(Фото: ru.wikipedia.org. Общественное достояние)
Лидия Алексеевна Чарская (1875 — 1937). .(Фото: ru.wikipedia.org. Общественное достояние)

Почти двадцать лет после революции жители Петрограда- Ленинграда, привыкшие, кажется, уже ко всему, встречали то тут, то там на улицах города странную женщину, которая заставляла оглядываться и укоризненно качать головой.

Многие считали её сумасшедшей. Она явно была «из бывших»: ровно держала спину, имела подозрительно приветливое выражение лица и была одета осенью, зимой и весной в одно и то же длиннополое пальто.

А когда наступало лето, то в одно и то же длинное старое платье. Проходя мимо закрытых недействующих православных храмов, женщина крестилась. Потом, в 1937 году, она пропала. Тихо умерла в крохотной бедной комнатке.

Похоронили её на Смоленском кладбище. Могила её многие десятилетия была бесхозная. А сегодня место захоронения этой женщины — одна из многочисленных достопримечательностей Петербурга. Так к нам вернулась память о замечательной русской писательнице Лидии Алексеевне Чарской (1875 — 1937).

Лидия Алексеевна Чарская (1875 — 1937). .(Фото: ru.wikipedia.org. Общественное достояние)
Лидия Алексеевна Чарская (1875 — 1937). .(Фото: ru.wikipedia.org. Общественное достояние)

Тяжело было в новой России вытравлять у людей память о таком авторе. Еще в 1911 году в докладе на Съезде работников библиотечного дела была приведена такая статистика: российские дети среднего и старшего возраста читают в основном Н. Гоголя (34%), А. Пушкина (23%), Л. Чарскую (21%), Марка Твена (18%).

Лидия Алексеевна Чарская (1875 — 1937). .(Фото: ru.wikipedia.org. Общественное достояние)
Лидия Алексеевна Чарская (1875 — 1937). .(Фото: ru.wikipedia.org. Общественное достояние)

В том же году ученицы нескольких гимназий, где производился опрос, единодушно самым любимым автором назвали Лидию Чарскую. В начале 20 века существовала даже стипендия имени Чарской для девочек-гимназисток, проявивших себя на литературном поприще.

Наверное, многие, читающие эти строки, догадались, что «Чарская» — это псевдоним. Действительно, это так. Стоит отметить, что это псевдоним театральный. Дело том, что молодая петербурженка Лидия Воронова с детства мечтала о театральных подмостках и видела себя великой актрисой.

Действительность внесла свои коррективы. Девушка стала актрисой, но только на эпизодических ролях. Петербургский Александрийский драматический театр, по сути, единственное место работы актрисы Лидии Чарской: она прослужила в нем с 1901 по 1924 год.

Несмотря на все старания, карьера, такая, о какой мечталось, не задалась. Платили за службу на подмостках Мельпомены актрисе второго плана, естественно, совсем немного, а деньги были нужны. Особенно после развода с мужем, брак с которым был совсем недолгим, но, что называется, плодотворным.

У молодой актрисы подрастал сын. Вероятно, именно в тот момент, когда денег катастрофически не хватало, пришла в голову счастливая идея попробовать себя на литературном поприще. В качестве материала для творчества молодая актриса решила использовать свои многолетние дневниковые записи, которые она вела в годы обучения в Павловском институте благородных девиц. Главы её первой повести « Записки институтки» стали появляться в номерах петербургского журнала «Задушевное слово».

О новой писательнице, ставшей вдруг властительницей дум гимназисток и юных барышень, заговорили критики, читатели, издатели и библиотекари. Успех был просто феноменальным. За два десятилетия интенсивной литературной деятельности Лидия Чарская написала около 200 стихотворений, 20 сказок и 80 повестей.

О чем же она писала, и что так привлекало читающую публику к её творчеству? Ведь это был Серебряный век, и талантливых авторов в России было в избытке. Лидия Чарская выбрала тему вхождения подростков в мир юности. Её герои и героини дружат и враждуют, ждут первой любви и влюбляются, страдают от предательства и радуются надежности и верности.

Писательница создала живой мир искренних человеческих взаимоотношений молодых людей, вступающих во взрослую жизнь. Это и разбитые мечты, и первый эмоциональный опыт. Обо всем это писательница сумела поведать легко и остроумно.

Многочисленные книги писательницы заполнили полки книжных магазинов и библиотек. В гимназиях в сочинениях «Моя любимая книга» молодые девушки чаще всего упоминали произведения Чарской. Её произведения переводили на европейские языки. То есть это были настоящие слава и успех. Накануне революции 1917 года Лидия Чарская была самой популярной писательницей для детей и юношества в России. Марина Цветаева посвящала её книгам восторженные стихи. А потом эти заслуженные благополучие и счастье рухнули.

В советской России она прожила ещё 20 лет. Никуда не уехала из своего родного города. Страшно бедствовала. Естественно, новой стране её творчество было не только не нужно, а даже враждебно. Её имя советские коллеги-писатели называли в качестве дурного примера. Книги Чарской были изъяты из библиотек.

Могила Л. А. Чарской на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. (Фото: ru.wikipedia.org. Общественное достояние)
Могила Л. А. Чарской на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. (Фото: ru.wikipedia.org. Общественное достояние)

Умерла она в забвении и нищете. Но что-то произошло с нами такое, что через 85 лет после смерти Лидии Чарской интеллигентные мамы и бабушки покупают своим дочкам и внучкам в подарок её книги. И на полках библиотек можно легко их найти. Особенно, если знаешь названия: «Счастливчик», «Княжна Джаваха», «Повесть о дружбе», «Записки маленькой гимназистки», «Сибирочка», «Записки институтки», «Вторая Нина», «Некрасивая».

Обложка книги «Паж цесаревны». (Фото: ru.wikipedia.org. Общественное достояние)
Обложка книги «Паж цесаревны». (Фото: ru.wikipedia.org. Общественное достояние)

Источник: The Epoch Times