* Материал статьи опубликован с письменного разрешения клиента. Имя клиента и подробности ситуации по этическим соображениям- изменены.
Всё самое "вкусное" достаётся исключительно супервизирующему лицу.
Одна молодая женщина, назовём её условно - Светлана, проживая в квартире со своим отцом, очень подробно выполняла все его просьбы на протяжении длительного времени своей жизни.
Возвращаясь домой, женщина звонила папе и предупреждала его, что она выходит с работы. Пообедав с подругой в воскресный день, она звонила отцу и рассказывала о том, что она ела и где была. Женщина, придерживалась инструкций отца и старалась соблюдать правильное питание, делать гимнастику по утрам, не носить вызывающие вещи и отчитываться перед отцом о том, с кем она проводит время.
Надо сказать, что личная жизнь у неё не складывается. Любое отступление Светланы от инструкции родителя, вызывает у отца негативное демонстративное поведение и он перестаёт разговаривать со Светланой на несколько дней.
Светлана испытывает чувство вины и старается впоследствии не огорчать папу. Она приходит домой не позже десяти вечера, носит длинные юбки и не использует яркую косметику.
В 39 лет, Светлана пришла в психотерапию с тяжелым чувством вины перед отцом, со словами:"Он обо мне заботится, а я - ничтожество, не ценю этого и ничего из себя не представляю в жизни ".
Да, тема самооценки в условиях современности остаётся популярной и востребованной.
В научной отечественной психологии понятие самооценки раскрыто в работах: Ю.И.Мухиной, М. А. Рушиной, С. В. Чекряковой, С. М. Валявко, М. А. Горобинского и др.
Согласно исследованиям М. А. Горобинского, потребность в самоутверждении связана с самоценкой.
Самооценка- это оценивание себя по критерию:" Да, вот это хорошо - нет, вот это во мне плохо".
При этом положительная оценка самого себя часто связана с неким идеалом.
Вернёмся к персонажу нашей статьи - Светлане.
В процессе психотерапии, выяснилось, что женщине даже не приходила в голову мысль о том, что папины ограничения, которые он накладывал на неё всю жизнь не дают ей возможности построить нормальные отношения с мужчинами.
Запугивание женщины тем, что мир " плохой и опасный, а ты-неблагодарная", гиперконтроль со стороны отца убедили её в том, что она слабая и неинтересная женщина для мужчин.
Самооценка у Светланы по результатам диагностики имеет низкий уровень, присутствует высокая личностная и социальная тревожность. Внутренняя опора на себя слабая, нет ощущения контроля над своей жизнью.
В социальную жизнь Светлана вовлекается не охотно, мол: "инициатива - наказуема".
И это тоже - иррациональная установка с которой можно эффективно работать в поведенческом подходе.
Процесс психотерапевтической поддержки непростой. Помимо индивидуальной психотерапии, Светлана вместе с отцом посещает семейного терапевта ( семейная терапия это не только про отношения в паре).
На этом рассказ про Светлану завершён и возникают вопросы:"Что такое самооценка? Как её поднять?"
Честно говоря, единого определения самооценки в психологии нет не в научной, ни в популярной. Любое определение будет неточным, потому как, оценивание самого себя происходит у всех по-разному.
Для кого-то в приоритете внешность и физические данные, а для кого-то - способности, уровень интеллекта или даже уровень социального отношения к себе и окружение.
Самооценка тесно связана процессом самопознания. Самопознание-явление динамическое, оно никогда не завершается и способствует формированию самооценки.
Помимо самопознания, самооценка связана с таким понятием как самоэффективность.
Самоэффективность - это уровень удовлетворённости и убеждённость человека в собственной эффективности. Здесь важно понимать, что самоэффективность зависит от количества приложенных усилий по отношению к поставленной цели.
Самооценка формируется с детства, и происходит это в моменты, когда ребёнок начинает присваивать себе социальный опыт: "что такое хорошо и что такое плохо".
Когда двухлетнему ребёнку родитель говорит:" Так делать нельзя ты-плохой ребёнок", малыш ориентируется на реакцию взрослого человека безоговорочно и принимает через некоторое время её за истину.
Так возникают глубинные иррациональные убеждения и ограничивающие установки.
Самооценка это и про уважение к себе, к своей личности.
С. Хартер в своём исследовании доказала, что не только уровень достижений в значимых областях для человека, но и высокая социальная поддержка окружения формируют высокое самоуважение личности к себе.
Самооценка, как система представлений человека о себе подвержена влиянию разных факторов, в том числе и психических травм.
Восприятие у каждого человека разное, и то, что допустимо для одного человека, может быть совершенно недопустимым для другого.
Когда человек видит собственные достижения в отрицательном свете, обесценивает их, он сводит к нулю любые свои положительные качества или не замечает их, считает неважными.
При этом, поощрение со стороны окружающих имеет кратковременный эффект, а вот критика или отсутствие реакции от других людей очень негативно влияют на самооценку.
Негативное восприятие себя не является врождённым качеством, возникает в результате определённого процесса, который повлиял на самооценку.
Самооценку не поднять в тренингах, не поднять редкими эпизодическими походами к психологам и не поднять, просматривая мотивирующие ролики (аффирмации тут тоже не особо помогут).
В работе с психологом важно понять причины низкой самооценкой, какие факторы влияют на самооценку и каковы реакции человека на критику извне.
Здесь идёт речь о негативных автоматических мыслях, иррациональных установках и копинг-стратегиях.
Если вы ведёте дневник достижений, но не отслеживаете при этом свои негативные мысли, возникающие в разных ситуациях, ваша самооценка не изменится.
И, да: в процессе работы над собой не забудьте отследить свои эмоциональные реакции, уровень осознанности по отношению к своему организму повышает уровень самоконтроля в сложных жизненных ситуациях.
Работа над собой, с психологом или без него - постоянный непрерывающийся процесс.
------------------------------------------------------------