Умение сжимать текст необходимо не только для написания изложения на ОГЭ. Процесс сжатия информации является важным структурным компонентом коммуникативного процесса. И этому надо учиться.
Предлагаю комплекс упражнений, который поможет развить умение учеников сжимать текст.
Упражнение 1. Замените словосочетания синонимичными словами.
Привести доказательство — ____________________________________________________
проявлять интерес — ___________________________________________________________
выдвинуть предположение — __________________________________________________
одержать побед — _______________________________________________________________
изъявлять желание — ___________________________________________________________
обдумывать план — _____________________________________________________________
иметь отличие — ________________________________________________________________
сделать заключение — __________________________________________________________
выдвинуть опровержение — ____________________________________________________
проходить обучение — __________________________________________________________
давать согласие — ______________________________________________________________
вести расследование — ________________________________________________________
вносить коррективы — __________________________________________________________
Упражнение 2. Сократите предложения, заменяя выделенные словосочетания одним словом.
1. Песчаные почвы легко подвергаются обработке .
2. Плоды финиковой пальмы отличаются калорийностью и питательностью.
3. Гелий находит широкое применение в лабораториях в качестве хладоносителя.
4. Гости невольно обратили внимание на стоящий среди комнаты рояль.
5. Он имел намерение заехать в имение соседей накануне Рождества.
Упражнение 3. Замените однородные члены обобщающим словом.
1. И жалкие кусты ив, и волны, взбегавшие на берег, — всё готовилось к ночному покою.
2. Чёрные, красные, жёлтые скалы отражались в воде.
3. Из-за ветра не было слышно ни ночного разговора большого города, ни посапывания родителей в соседней комнате, ни стука лап собаки, бегавшей по дому.
4. Мальчик с удовольствием читал жизнеописания Александра Македонского, Ганнибала, Юлия Цезаря и в мечтах видел себя на бранном поле.
Упражнение 4. Замените придаточные предложения деепричастными оборотами или предложно-падежными конструкциями.
1. Чтобы ядерная реакция протекала, необходимо снизить скорость движения нейтронов приблизительно в десять тысяч раз.
2. Если принимать витамины не менее четырёх месяцев в году, можно усилить защитные свойства организма.
3. Когда редактор прочитал рукопись вторично, он убедился, что она нуждается в серьёзной доработке.
4. Поскольку участок оказался сильно заболоченным, пришлось срочно приняться за его осушку.
5. Когда летом льют грозовые дожди, вода скапливается в лощине.
6. Для того чтобы решить задачу по физике, мало знать законы, нужно их ещё и понимать.
7. Если не изучать поэзию, нельзя писать стихи.
8. Хотя путник не знал дороги, он всё-таки вышел к посёлку.
9. Многие поэты пользуются словесными образами, для того чтобы создать лирическую экспрессию.
10. Мы спустились в долину, чтобы подыскать удобное для отдыха место.
Упражнение 5. Изложите содержание сложных предложений в форме простых предложений.
1. Каждая эпоха, каждое событие накладывают свою печать на выразительность художественной формы архитектурных сооружений, которые являются каменной летописью мира,так как архитектура говорит о развитии культуры не существующего уже народа.
2. По тёмному небу, которое было усеяно тысячами звёзд, вспыхивали едва уловимые зарницы.
3. Когда луна вышла из-за облаков, она осветила бледным светом окрестность.
4. Ещё в конце ХIХ века было доказано, что микроорганизмы способны к образованию метана.
5. Было установлено, что частота пульса зависит не только от функционального состояния животных, но и от сезона года.
Упражнение 6. Передайте содержание фрагментов текста одним предложением.
1. Иногда я всё же приезжал сюда. И с каждым моим приездом сад становился всё, больше, он разрастался на глазах. И дом старел. И хозяйка его становилась старше.
2. Для того чтобы получить необходимые сведения о древних зданиях, надо «разговорить» камни, из которых они построены. Ведь камни являются немыми свидетелями той эпохи, когда строилось здание. И вот для того, чтобы получить информацию, которую таят в себе строительные камни, надо уметь прочесть «непонятные» надписи, начертанные на них временем. а как? В этом нам помогут история, древнерусская архитектура, а также геология и палеонтология.
3. Компания LG на днях продемонстрировала гибкий электронный дисплей газетного формата, который должен стать первым шагом в создании нового поколения е-ридеров. С помощью своего изобретения компания LG намерена осуществить революцию в области периодических изданий.
4. На холодной земле и бесконечных льдинах, дрейфующих в Арктике, живут различные виды ластоногих; к ним относятся котики, тюлени и моржи. По происхождению это наземные животные, которые приспособились к морской среде: в ходе эволюции их тело адаптировалось к жизни в воде.
О сжатии текста и подготовке к изложению на ОГЭ можно прочитать другие статьи:
Подготовка к сжатому изложению. Учим находить ключевые слова.
10 советов для написания сжатого изложения на ОГЭ.
Готовимся к сжатому изложению. Приёмы сжатия текста и практическая работа.
Другие материалы и идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская", в группе ВК.