Найти тему

Упражнения для обучения сжатию текста

Умение сжимать текст необходимо не только для написания изложения на ОГЭ. Процесс сжатия информации является важным структурным компонентом коммуникативного процесса. И этому надо учиться.

Предлагаю комплекс упражнений, который поможет развить умение учеников сжимать текст.

Упражнение 1. Замените словосочетания синонимичными словами.

Привести доказательство — ____________________________________________________

проявлять интерес — ___________________________________________________________

выдвинуть предположение — __________________________________________________

одержать побед — _______________________________________________________________

изъявлять желание — ___________________________________________________________

обдумывать план — _____________________________________________________________

иметь отличие — ________________________________________________________________

сделать заключение — __________________________________________________________

выдвинуть опровержение — ____________________________________________________

проходить обучение — __________________________________________________________

давать согласие — ______________________________________________________________

вести расследование — ________________________________________________________

вносить коррективы — __________________________________________________________

Упражнение 2. Сократите предложения, заменяя выделенные словосочетания одним словом.

1. Песчаные почвы легко подвергаются обработке .

2. Плоды финиковой пальмы отличаются калорийностью и питательностью.

3. Гелий находит широкое применение в лабораториях в качестве хладоносителя.

4. Гости невольно обратили внимание на стоящий среди комнаты рояль.

5. Он имел намерение заехать в имение соседей накануне Рождества.

Упражнение 3. Замените однородные члены обобщающим словом.

1. И жалкие кусты ив, и волны, взбегавшие на берег, — всё готовилось к ночному покою.

2. Чёрные, красные, жёлтые скалы отражались в воде.

3. Из-за ветра не было слышно ни ночного разговора большого города, ни посапывания родителей в соседней комнате, ни стука лап собаки, бегавшей по дому.

4. Мальчик с удовольствием читал жизнеописания Александра Македонского, Ганнибала, Юлия Цезаря и в мечтах видел себя на бранном поле.

Упражнение 4. Замените придаточные предложения деепричастными оборотами или предложно-падежными конструкциями.

1. Чтобы ядерная реакция протекала, необходимо снизить скорость движения нейтронов приблизительно в десять тысяч раз.

2. Если принимать витамины не менее четырёх месяцев в году, можно усилить защитные свойства организма.

3. Когда редактор прочитал рукопись вторично, он убедился, что она нуждается в серьёзной доработке.

4. Поскольку участок оказался сильно заболоченным, пришлось срочно приняться за его осушку.

5. Когда летом льют грозовые дожди, вода скапливается в лощине.

6. Для того чтобы решить задачу по физике, мало знать законы, нужно их ещё и понимать.

7. Если не изучать поэзию, нельзя писать стихи.

8. Хотя путник не знал дороги, он всё-таки вышел к посёлку.

9. Многие поэты пользуются словесными образами, для того чтобы создать лирическую экспрессию.

10. Мы спустились в долину, чтобы подыскать удобное для отдыха место.

Упражнение 5. Изложите содержание сложных предложений в форме простых предложений.

1. Каждая эпоха, каждое событие накладывают свою печать на выразительность художественной формы архитектурных сооружений, которые являются каменной летописью мира,так как архитектура говорит о развитии культуры не существующего уже народа.

2. По тёмному небу, которое было усеяно тысячами звёзд, вспыхивали едва уловимые зарницы.

3. Когда луна вышла из-за облаков, она осветила бледным светом окрестность.

4. Ещё в конце ХIХ века было доказано, что микроорганизмы способны к образованию метана.

5. Было установлено, что частота пульса зависит не только от функционального состояния животных, но и от сезона года.

Упражнение 6. Передайте содержание фрагментов текста одним предложением.

1. Иногда я всё же приезжал сюда. И с каждым моим приездом сад становился всё, больше, он разрастался на глазах. И дом старел. И хозяйка его становилась старше.

2. Для того чтобы получить необходимые сведения о древних зданиях, надо «разговорить» камни, из которых они построены. Ведь камни являются немыми свидетелями той эпохи, когда строилось здание. И вот для того, чтобы получить информацию, которую таят в себе строительные камни, надо уметь прочесть «непонятные» надписи, начертанные на них временем. а как? В этом нам помогут история, древнерусская архитектура, а также геология и палеонтология.

3. Компания LG на днях продемонстрировала гибкий электронный дисплей газетного формата, который должен стать первым шагом в создании нового поколения е-ридеров. С помощью своего изобретения компания LG намерена осуществить революцию в области периодических изданий.

4. На холодной земле и бесконечных льдинах, дрейфующих в Арктике, живут различные виды ластоногих; к ним относятся котики, тюлени и моржи. По происхождению это наземные животные, которые приспособились к морской среде: в ходе эволюции их тело адаптировалось к жизни в воде.

О сжатии текста и подготовке к изложению на ОГЭ можно прочитать другие статьи:

Подготовка к сжатому изложению. Учим находить ключевые слова.

10 советов для написания сжатого изложения на ОГЭ.

Готовимся к сжатому изложению. Приёмы сжатия текста и практическая работа.

Другие материалы и идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская", в группе ВК.