Между селом Никольским-на-Горе и деревней Каликино Любимского района Ярославской области раньше была небольшая, в четыре дома, деревенька с красивым названием Вандышево. Звучит похоже на "ландыш".
Забавно, что в атласе Менде 1857 года топограф, который чертил лист с этой деревней, действительно сначала вывел чернилами Ландышево, а затем исправил, перерисовал заглавную букву на "В".
В Ярославской губернии всего было четыре Вандышева. Три таких деревни расположены между Рыбинском и Ярославлем. Одна деревенька - на берегу Волги возле посёлка Дюдьково, другие две - возле станции Лом. Есть аналогичные названия и в Костромской области, в районе Судиславля.
Еще один топоним того же корня - малая речка Вандышка имеет истоки вблизи города Данилова и впадает в реку Касть в районе станции Пантелеево.
В основе всех этих названий старинное слово "вандыш". Вандышем в костромских деревнях называли всякую мелкую рыбку типа пескарей, гольянов, уклейки. Летом в речках такая мелкота-верхоплавка снуёт вблизи поверхности воды в наших речках.
Слово вандыш происходит от рыбацкого термина "ванда" (вепс. vandeh – обод, обруч, вондо - куст, прутья). В словаре Даля указано, что ванда (вайда) - род большой плетёной корзины из лозы для ловли рыбы. Таким образом, вандыш - это рыба, которую ловят мелкоячеистой вершей.
В некоторых регионах вандышем называют конкретный вид рыбки - речного гольяна.
"Он в большом количестве вылавливается волокушками из редкой материи и плетеными вершами и используется в свежем или соленом виде в пищу местным населением, а также на корм собакам."
(ихтиолог Г.В. Никольский, "Рыбы бассейна верхней Печоры")
Свое название гольян получил, скорее всего, за отсутствие чешуи на брюхе и очень мелкую чешую на теле. Рыбка кажется голой – гольян.
Речку Вандышку вполне могли прозвать за её свойство, мол, в ней только вандыши водятся. Деревни же с названиями Вандышево скорее всего названы по прозвищам крестьян-пахарей первооснователей починков бывших изначально на месте этих деревень.
Чьё? - Вандыша, Вандышево.
К появлению приволжского куста из трёх одноимённых деревень вероятно причастна фамилия ярославских землевладельцев Вандышевых (Иван Андреевич Вандышев-Бурков, 1568 г., Ярославль).
По сути старинное имя "Вандыш" аналогично современной фамилии "Рыбкин". Прозвище было слегка насмешливым и буквально могло означать "маленький, сухонький человечек, козявка, глаза да рёбра".
Примеры людей с такими именованиями можно обнаружить в старинных документах. В грамоте по делам митрополичьих вотчин села Вятского 1537 г. упоминается Иван по прозвищу Вандыш. В писцовой книге следующего периода за 1562 г. в деревне Печёнкино указан хозяин двора Вандыш Иванов. То ли предыдущий персонаж, то ли его потомок. Если второе, то значит, так же звали и деда. Прозвище Вандыш передалось в семье по наследству от деда к внуку.
Вандыши и хохолки
В старинных документах можно встретить подробные описания товаров, которыми торговали на сельских ярмарках в центральной России. Рыба зимой была естественно в мороженном виде, а летом - солёная и вяленая:
«...и прутовая рыба, и пласти, и всякая рыба вялая, и ветреная, и в рогожах, и в крошнях, вандыши и хохолки»
(Домострой. Глава №53)
Вандыши и хохолки в старинных деловых записях упоминаются отдельно от прочей рыбы. И неспроста. Это сушёная рыбная мелочь. Она как семечки продавалась осьминами, то есть мерами для сыпучих товаров. Насыпали медную мерку размером с большую кастрюлю вровень с краями. Так и меряли. Транспортировали в рогожах (мешках) и крошнях - плетёных заплечных туесах типа берестяного рюкзака.
Судя по разным названиям эти рыбные чипсы были двух сортов. Хохолками в старину называли сушёных ершей - наиболее ценный ингредиент для постных щей. Вандыши - это прочая сушёная мелочёвка, второй сорт.
Вандыши и хохолки готовили, сушили в печах. В Галиче на берегу озера у каждой семьи на дворе стояла большая печь (пещня) для сушки рыбы. Сушёный вандыш мог хранится годами. В годы войны такая мелкая речная рыбёшка спасала деревенских жителей от голода.
Любимская деревня Вандышево исчезла с карт района в середине 20 века. Название деревни претендует на попадание в десятку самых красивых ойконимов Ярославской области.
***
Среди названий наших деревень попадаются и другие, в основе которых находятся различные рыбные наименования. Практически все они имеют происхождение от соответствующих прозвищ первопоселенцев, освоивших починки на месте этих деревень. Все подобные названия имеют аналоги, которые встречаются в разных уголках страны. В Ярославской губернии были деревни с названиями Рыбино, Язово, Щукино, Судаково, Головлинское. Есть даже две деревни Стерлядево. Их названия унаследованы от знатной дворянской фамилии Стерлядевых, поставщиков элитной рыбной продукции с реки Волги к царскому столу.
Окунево
Название середской деревни Окунево происходит от крестьянского прозвища Окунь. И такое действительно встречается в документах. Например, в духовном завещании костромича Алексея-Третьяка Борисова сына Скрябина (1565 г.) есть такая запись:
"Взять мне на Окуне на Аргамакове да на его детех на Олексее по кабале три рубли денег с четвертью ...а однорятка гвоздишным цветом – ту дадут Окуню..."
Завещание это хранилось в архивах Троицкого Ипатьева монастыря. Учитывая, что соседние с Окуневым деревни Лыкошино, Лытино, Щербинки, Хотеново числились в начале 17 века именно в составе угодий этой костромской обители, есть все основания предполагать, что деревня Окунево унаследовала своё название от упомянутого Окуня Аргамакова.
Между тем середское Окунево не уникально. Вторая деревня с тем же названием находилась в окрестностях села Бурмакино.
В селе Прусове в 1556 г. упоминается "Окуня Филипов сын". Такая именная форма наводит на мысль о возможном происхождении прозвища Окунь от Прокуня, производной полного крестильного Прокофий.
Карасово
Несомненно от "рыбного" прозвища Карась происходит название деревни Карасово, расположенной на левом берегу Волги в Мышкинском районе Ярославской области.
Смущает один момент. Почему Карасово, а не Карасёво, как принято такое прилагательное в русском языке?
Формант -ёво соответствует мягкому -сь, а -ово твёрдому. Возможно в древности слово Карас звучало с твёрдым согласным - Карасъ. Прилагательное "карасовый" действительно зафиксировано в словаре древнерусского языка:
Название деревни доносит до нас следы старинной фонетики. Отличный пример консервативности топонимики и принципа "что написано пером, не вырубишь топором".
Ёрш
Вблизи Рыбинска, когда он ещё не был таким обширным городом как сегодня, была деревня Ёрш. Не Ершово и не Ёршиково, а просто Ёрш. Она располагалась на противоположном берегу Волги и очевидно хранила в своём названии богатые рыболовецкие традиции Рыбной слободы.
Такая форма ойконима является хоть и нестандартной для наших деревень, но всё же далеко не уникальной. Причём среди них есть несколько подобных названий с основами из животного мира. К примеру, в Ярославской области есть деревни Хорь, Выдра, Дятлы, Зайки, Медведки. Деревню Ёрш можно включить в этот ряд.
Примеры людей с таким прозвищем можно обнаружить в старых документах. Сохранилась интересная указная грамота 1537 года костромскому езовому приказчику Григорию Щетеву, в которой среди прочих персонажей упоминается некий землевладелец Ёрш Пентиков.
... Роман деи Лихорев да Ерш Пентиков у деревни у Григорова все заполицы отняли пашенные земли и с лесом и с пожнями силно...
Рыбницы
Село Рыбницы расположено на левом берегу реки Волги между Ярославлем и Костромой. Название своё село унаследовало от реки Рыбинки (Рыбницы), впадающей в Волгу вблизи села. Вероятно ещё с тех давних времён, когда на этом месте было лишь рыбацкое поселение. В прошлом речка, оправдывая своё название, славилась обилием рыбы. Река Рыбница является протокой, стоком озера Яхробольского. По этой речке волжская рыба по весне поднимается в озеро на нерест.
До революции село входило в состав Боровской волости Даниловского уезда Ярославской губернии. Село, как и большинство других центров церковных приходов Северного Заволжья, имело двойное название: село Новоспасское-Рыбницы. Писали ещё так: "Новоспасское, а Рыбницы тож". Одно из первых упоминаний села относится к 1631 году, когда мать царя Михаила Фёдоровича, первого из династии Романовых, Ксения Ивановна Шестова подарила село Московскому Новоспасскому монастырю. Отсюда и его церковное название.
Название Рыбницы принадлежит группе ойконимов с концовкой -ец/-цы. Такие названия как правило имеют природную основу и отражают свойство местности. Рыбницы по смыслу аналогично прилагательному Рыбное. Это типичная форма для топонимов, которые здесь мы условимся называть Ц-модификациями или Ц-формами.
Спасибо, что прочитали. Продолжение следует. Ставьте нравлики, подписывайтесь на журнал!
#Вандышево #Окунево #Ерш #Карасово #Рыбницы