Найти в Дзене
Журнал «Нож»

Не только скрипочки: гид по академической электронной музыке

Оглавление

Существует подвид современного аудиофила, который считает что слушает «всё подряд», а на вопрос «Что именно?» отмахивается загадочно-размытой «всякой электроникой». В их глазах нередко сквозит тоска по несбыточному шедевру и неслыханным гениям, которые, вероятно, должны возникнуть в будущем или найтись на просторах интернета. Если вы узнали в этих строчках себя — для вас есть хорошие новости: в загашниках истории немало отмороженной электроники, которая способна вас удивить.

Неакустические (то есть электронные) музыкальные стили раскинулись ветвистым деревом в пространстве популярной и академической музыки. Однако их средний почитатель вряд ли назовет среди своих любимых музыкантов Пьера Шеффера или Джона Кейджа.

Для многих будет неожиданностью узнать, что электронику в первую очередь освоили академические композиторы, более того — русские. Да, нам есть чем гордиться.

Александра Степанова играет на терменвоксе в студии радио NBC, 1930 год
Александра Степанова играет на терменвоксе в студии радио NBC, 1930 год

Один из первых успешных электронных инструментов изобрели случайно. Терменвокс — детище русского изобретателя — Льва Термена, не был создан для искусства. Перед Терменом стояла задача изобрести прибор, измеряющий электрическую постоянную газов, но во время создания обнаружилось что прибор не только измеряет, но и «поет», а руководить его пением можно с помощью несложных пассов руками в воздухе. На заре НЭПа такой киберпанк производил мощное впечатление.

Как сила искусства повлияла на вождей Страны Советов?

Термен умел играть на виолончели, поэтому освоить игру на своем изобретении не составило труда. В 1920 году он дакт первый концерт на терменвоксе, а в 1922-м показывает его Владимиру Ильичу Ленину: впечатление от увиденного отразилось в письмах к Троцкому и новых идеях легендарной ГОЭЛРО — системы электрификации Страны Советов.

Лев Термен. Источник
Лев Термен. Источник

Лаборатория Термена располагалась в стенах современного Политехнического музея: именно там долгое время находился первый экземпляр удивительного инструмента. На данный момент, в связи с реконструкцией музея, постоянную экспозицию Политехнического музея можно увидеть в Политехе на ВДНХ.

Были ли у Термена последователи?

Конечно, и не один. В конце 1920-х композитор Николай Обухов создает свои электронные инструменты: эфир, кристалл, волны и, самый известный среди них, звучащий крест. Добавив к Терменовскому изобретению сакрального пафоса, Обухов создает хайповую модель креста с алмазом в середине. На качество звука этот алмаз не влиял никак, но французов впечатлить удалось. На сегодняшний день «звучащий крест» Обухова находится в Парижском музее оперы.

Ученица Обухова Мария-Антуанетта Ауссенак-Бройль демонстрирует усовершенствованную модель «звучащего креста», 1934 год. Источник
Ученица Обухова Мария-Антуанетта Ауссенак-Бройль демонстрирует усовершенствованную модель «звучащего креста», 1934 год. Источник
Современная реконструкция «звучащего креста» из Музея парижской оперы. Источник
Современная реконструкция «звучащего креста» из Музея парижской оперы. Источник

Терменвокс взял высокий старт, но настоящая жизнь инструмента только начиналась. В 1928 году появилась статья Бронштейна о том, как сделать электронный инструмент самостоятельно, а через два года вышла в свет свет книга «Терменвокс и электрола», где подробно описывался план постройки и способ игры. К тому времени Американская фирма RCA купила патент на массовое производство инструмента и создала компанию «Терменвокс в каждый дом». Но покупатели не торопились тратить на странный инструмент больше 200 долларов, а Великая депрессия поставила крест на его широкой популяризации.

Самодельный матремин. Источник
Самодельный матремин. Источник

Его отложили, но не забыли, В последующие десятилетия вариации терменвокса начали создавать по всему миру. Лучшей из них считается модель легендарной фирмы Moog, а самой удивительной — матремин, терменвокс-матрешка японского изобретателя Масами Такеучи.

Энио Морриконе, «Однажды на Западе», в исполнении Катики Иллени и филармонического оркестра Дьёра. Катика играет на терменвоксе фирмы Moog

Демонстрационный фильм о матремине

Живой интерес к терменвоксу переплетается с историческим и вдохновляет современных деятелей искусства на создание арт-легенд. Самой яркой работой, связанной с изобретателем, является фильм «Последняя тайна Термена» Ираиды Юсуповой и Александра Долгина, созданный в жанре мокьюментари. Жизнь Термена полна загадок: его переезд в США и возвращение на родину принято объяснять шпионской миссией, хотя сам Лев Сергеевич опровергал эту версию. Вскоре после возвращения на родину Термена обвинили по сфабрикованному делу и отправили на Колыму. В лагерях он вместе со своим ассистентом Сергеем Королевым занимался созданием беспилотников и прослушивающих устройств. Исследовательские интересы Термена пересекались с идеями русских космистов о бессмертии.

Существуют слухи, что после кончины Ленина Термен предлагал заморозить тело и начать исследования по возможности его оживления.

Удивительные подробности жизни гения вдохновили Юсупову и Долгина на создание фильма о сестре Термена, в жизни которой переплелись реально существующие и авторские легенды.

«Последняя тайна Термена»

Лучшей российской исполнительницей на терменвоксе, по мнению Ираиды Юсуповой, является Лидия Кавина — ученица Льва Сергеевича.

Лидия Кавина и The Radio Science Orchestra, тема из фильма «Доктор Кто», композитор Рон Грейнер

Хотя терменвокс ассоциируется в основном с академическим репертуаром, современные популярные исполнители тоже не обходят его стороной.

Doctor Dread (with Bob Dylan) - "I For An Eye"

Doctor Dread & Bob Dylan, I For An Eye

Introducing the Moog Polyphonic Theremin

Полифонический терменвокс Moog

Следующий покоритель композиторских сердец был создан в 1928 году по соседству со «звучащим крестом» Обухова, во Франции. Виолончелист Морис Мартено сделал магическому терменвоксу более дружественный интерфейс: теперь необязательно долго учиться играть на воздухе, у нового инструмента была привычная фортепианная клавиатура с небольшим апгрейдом в виде натянутой вдоль нее струны. Основной способ игры на инструменте предполагает натягивание струны с кольцом, также можно использовать и ее саму, а при сдвиге клавиши вбок создавать частотное вибрато — дрожание звука, характерное для академического вокала и струнных инструментов. До эпохи электроники только один клавишный инструмент был способен на вибрато — клавикорд. Возрождение этого тишайшего старинного инструмента происходило в тоже время, но до славы электронного собрата ему еще далеко.

«Музыка из эфира» — презентация волн Мартено изобретателем Морисом Мартено

Композиторы-импрессионисты могли только мечтать о таком инструменте, неудивительно что их последователи массово подхватили тренд на использование текучего саунда нового инструмента. Варез, Онеггер, Мийо — неполный список композиторов, соблазнившихся экзотичностью «волн». Более всех отличился Оливье Мессиан: помимо знаменитой «Турангалила-симфонии» и множества небольших произведений для волн Мартено, он создал «Празднество прекрасных вод» для ансамбля из шести Ondes Martenot.

Оливье Мессиан «Речь»

Современные исполнители не часто обращаются к первому синтезатору, предпочитая раритетные, но более поздние модели фирмы Moog. Но приверженцы аутентичного электронного звука тоже существуют, таким является Такаши Харада, сочинивший произведение Fuku-in для шести волн Мартено.

Такаши Харада, Fuku-in

Месье Мартено заложил первый камень в деле создания синтезаторов, а большие корпорации приняли вызов: на этот раз коммерческий успех не заставил себя ждать. В 1934 году Лоуренс Хаммонд создает свою модель электронного пианино, и этот продукт уже ориентирован на широкую публику.

Что дальше: академические произведения для синтезатора? Не так быстро. Академические композиторы продолжают идти узкой тропой первопроходцев и работают уже не с самими инструментами, а с музыкальными носителями.

Эра магнитной звукозаписи начинается в 1930-е годы и в конце 1950-х привлекает внимание американских композиторов. Одной из первых электро-акустических композиций считается The Expression of Zaar — запись музыкальной составляющей церемонии «Заар» была представлена Халимом Эль-Дабхой в 1944 году в галерее Каира.

The Expression of Zaar, 1944

Композиторы взяли на вооружение возможности пленки и впервые придумали фонограмму как «дополненную реальность» музыкального пространства. Технику композиции, включающую в себя такую фонограмму, назвали конкретной музыкой, первыми ее представителями стали французы: Пьер Шеффер, Эдгар Варез и Пьер Анри.

Когда деревья были высокими, фонограмма использовалась не для обмана слушателя, а в качестве дополнения к имеющемуся акустическому материалу.

Пьер Шеффер, «Этюд на железной дороге», 1948

Пьер Шеффер и Пьер Анри, «Симфония для одного человека», 1950

В России идею подхватили передовые на тот момент композиторы — Эдисон Денисов и Софья Губайдулина.

Эдисон Денисов, «Пение птиц»

Более концептуально работать с пленкой продолжили уже американцы: Джон Кейдж и Элвин Люсье.

Джон Кейдж за катушечным магнитофоном. Источник
Джон Кейдж за катушечным магнитофоном. Источник

Культ пленки? Вполне. Ведь она давала неограниченные возможности и ставила новые философские вопросы отношения ко времени. Как долго можно слушать музыку? Может ли она существовать вне времени и без слушателя? Джон Кейдж не единожды возвращался к нему, предлагая самые радикальные решения, как в случае с пьесой, исполняющейся 6 веков. Этому радикализму, в частности, предшествовали опыты с пленкой, звучащие как музыка для медитаций.

Джон Кейдж, «Рёандзи» для контрабаса и магнитофонной ленты

Одним из самых популярных перформансов с использованием магнитофонной пленки принадлежит Элвину Люсье. I’m Sitting in a Room — название и фраза, с которой начинается произведение, описание действия композитора в настоящий момент.

«Я сижу в комнате, отличающейся от вашей. Я записываю звуки своего голоса и буду проигрывать их многократно в этой комнате для того, чтобы резонансные частоты комнаты усилились, и разборчивость моей речи, за исключением, быть может, р-р-ритма, была разрушена. В результате вы услышите натуральные резонансные частоты комнаты, артикулированные речью. Я рассматриваю свои действия не столько как демонстрацию физического факта, но скорее как способ с-с-сгладить любые неравномерности моей речи».

Небольшое описание предстоящего перформанса многократно записывается, воспроизводится и снова перезаписывается на магнитофонную плёнку, улавливая резонанс от стен и превращаясь из речи в музыку.

Элвин Люсье, I’m Sitting in a Room

Еще до «комнаты...» Люсье экспериментирует с электронной аппаратурой, подзвучивая процесс снятия электроэнцефалограммы человеческого мозга, первым исполнителем этого перформанса стал Джон Кейдж.

Элвин Люсье, Music for Solo Performer

Корпус идей Люсье до сих пор остается актуальным и разрабатывается современными композиторами. Кейдж и Люсье заставляют нас по-новому слушать пространство, включая в понятие «музыка» весь слышимый мир. Однако это еще не электронная музыка в современном смысле. Когда же началась эпоха освоения синтезаторов?

Дело электронного инструментостроения не остановилось: в 1930-х Термен на пару с американцем Генри Коуэллом создает свое второе — менее известное — детище под названием ритмикон.

Демонстрация ритмикона

В России наиболее успешный экспериментальный инструмент создал изобретатель Евгений Мурзин. Из авангардистов, оставшихся после революции, электронной музыкой занимались только Авраамов, Шолпо и их приближенные. Шолпо еще в 1917 году сочиняет фантастический рассказ, где описывает механический оркестр, в 1930-м он вместе с Авраамовым пытается записать звук на 35-миллиметровую кинематографическую пленку. Еще через 8 лет находится изобретатель, способный объединить идеи обоих композиторов и создать легендарный синтезатор АНС, названный в честь композитора Александра Николаевича Скрябина.

Хроместезия — отличительная особенность некоторых композиторов, в том числе и Скрябина. В его сознании звуки вызывали определенные цветовые образы — это привело его к созданию цвето-музыкальных произведений, где партия света была выписана наравне с инструментами. В первом синтезаторе световой поток порождал звуковой сигнал — почти как в сознании Скрябина.

При участии музыкантов Евгений Мурзин создает инструмент внушительных размеров, который больше похож на вычислительную машину. Именно это свойство АНСа позволяет Мурзину убедить военное начальство финансировать его создание: помимо музыки синтезатор способен зашифровывать сообщения.

Интригующие связи ранней электронной музыки и разведки — ресурс для вдохновения композиторов.

И Термен, и Мурзин работали на военных, достижения первого в области разведовательной аппаратуры стали достоянием общественности, а синтезатор Мурзина — одним из самых дорогостоящих музыкальных инструментов, созданных за счет военной казны.

АНС использовали и в академической, и в прикладной музыке, к которой можно отнести многочисленные саундтреки к фантастическим фильмам.

Лекция о синтезаторе АНС, посвященная 95-летию со дня рождения его создателя

Главным электронным композитором Советского Союза можно смело назвать Эдуарда Артемьева: начиная с рождения инструмента Артемьев пишет корпус электронных произведений, часть которых известна многим из нас по фильмам Тарковского, Михалкова и многих других. В области киномузыки композитор работает до сих пор, последним в его фильмографии числится «Герой» Юрия Васильева.

Эдуард Артемьев, Mosaic

Композитор Эдуард Артемьев на передаче «Вечерний Ургант»

Эдуард Артемьев, саундтрек к кинофильму «Солярис»

К 60-м годам электроника захватывает весь мир, эксперименты в этой области ставит каждый уважающий себя авангардист: Лучано Берио, Карлхайнц Штокхаузен, Янис Ксенакис, Дитер Кауфман и другие.

Дитер Кауфман, «Акусматическая симфония», скерцо

Штокхаузен, «Космические пульсы»

Была ли эта волна однонаправленной разработкой новых проблем? Скорее наоборот. Ксенакис и Лигети были заинтересованы погружением во внутренние пространства звука — рассматривание звука как бы под микроскопом и изучение его спектра. Кауфманн скорее, наоборот, пытался записать весь мир в музыку, по заветам американских коллег, но их всех объединяла эра освоения космоса, которая не могла не сказаться в произведениях. Более всего фантазиям на эту тему был подвержен Штокхаузен, а самые известные его произведения имеют «звездные» имена.

Сам Штокхаузен нередко предается размышлениям о внеземном происхождении человека и считает себя уроженцем Сириуса.

Карлхайнц Штокхаузен, «Сириус»

Неудивительно, что Стэнли Кубрик в работе над фильмом «2001 год: Космическая одиссея» использует одно из произведений пионеров электронной музыки — Дьёрдя Лигети. Несмотря на то что «Атмосферы» написаны для хора с оркестром, они создают ощущение космического размаха, которого добивались многие композиторы. Освоив возможности электроники, Ксенакис перенес ее характерные особенности на акустические инструменты и создал более убедительный космический образ, чем его коллеги-электронщики. И выбор этого произведения в третьем тысячелетии подтверждает эту победу: после «Космической одиссеи» Кубрик еще не раз обратится к творчеству Ксенакиса, используя его музыку в других фильмах.

Дьёрдь Лигети, «Атмосферы»

В конце 1960-х французские композиторы создают исследовательские союзы вроде Groupe de Recherches Musicales, а к 1970-м такие исследования выходят уже на институциональный уровень. Самым значительным центром электронной музыки и по сей день является институт исследования и координации акустики и музыки — IRCAM — созданный в 1977 году в Париже.

Беатрис Феррейра, «Водные дома»

Были ли связи с поп-музыкой? Безусловно. «Грязное» электронное звучание, ставшее визитной карточкой индастриала, берется на вооружение и разрабатывается Фаусто Ромителли, а ритмические структуры, выработанные в таких стилях, как IDM и dubstep, осваиваются Дмитрием Курляндским. Riot of the Spring написано к юбилею «Весны священной» — самому популярному произведению Стравинского, да и всей современной академической музыки в целом. Курляндский повторяет метод Стравинского по-своему, помещая ритмические элементы современного городского фольклора в симфоническую музыку.

Дмитрий Курляндский, Riot of the Spring под управлением Теодора Курентзиса

Подобным же подходом отличается Жорж Апергис, девиз которого — делать музыку изо всего. В его электро-акустических произведениях, как в «Улиссе» Джеймса Джойса, собрано всё многообразие звукового отражения мира.

Жорж Апергис, «Признаки бури», опера для камерного оркестра и электроники

Его коллега, Жерар Гризе, был сконцентрирован на звуке самом по себе, исследуя его спектральную структуру. И он, и его соратники — такие как Тристан Мюрай и Юг Дюфур — нередко обращались к электронике.

Тристан Мюрай, «Распады» для 17 инструментов и электроники

Жерар Гризе, Jour, contre-jour для электрооргана, 13 исполнителей и магнитофонной ленты

Юг Дюфур, La Cité des saules для электрогитары

К началу XXI века электроника становится привычным делом, и хотя существуют композиторы, специализирующиеся в области электро-акустики, сегодня только узкие традиционалисты ни разу не сталкивались с созданием музыки на компьютере. Композиторы микшируют сложные диджей-сеты, пишут музыку к андеграундным видеоиграм, создают внушительные саундтрековые полотна и продолжают писать академические произведения, которые опережают свое время даже в эпоху ускоряющегося прогресса. Пока поп-группы собирают вокруг себя стадионы, капитализируя свой имидж, композиторы создают ультрасовременные произведения, озвучивающие городское пространство и реагирующие на погоду, сезон и время суток. И если вам до сих пор кажется, что современная академическая музыка витает среди облаков и слишком далека от реальной жизни, — погрузитесь в электро-акустические эксперименты. Переплетение взаимных влияний и глубокие связи с популярной культурой — не единственное, чем может удивить высокая электроника.