Хочу поделиться с вами тем, что сам узнал недавно. Эти три любопытных факта перевернули моё представление о самураях.
Факт №1. Самурай не обязан был до смерти служить своему князю
Я никогда не мог понять собачьей преданности самурая, готового СЛУЖИТЬ своему хозяину, насколько бы бессмысленным не было это служение. Служить гению и миротворцу - счастье, служить маньяку и тирану - безумие. Но оказывается до XVII столетия положение самурая было во многом похоже на положение европейского рыцаря: он мог уходить со службы одного князя и наниматься другому. То есть за ним оставалось право собственного волеизъявления.
Всё изменилось с приходом к власти клана Токугава и установлением в Японии военной диктатуры. Страной правил сёгун - главнокомандующий, чья власть держалась на преданности самурайских мечей. Эта преданность была закреплена юридическими законами и моральным кодексом Бусидо.
Именно по инициативе сверху самураи были лишены свободы менять князя и стали обязанными служить одному хозяину до самой смерти, а так же вершить ритуальное самоубийство по одному его желанию. Мальчиков из самурайских семей с детства стали воспитывать в духе собачьей преданности, когда даже в собственном доме, чтобы произнести имя хозяина, самурай должен был встать и одеться при параде.
Неудивительно, что за время диктатуры сёгуната, число ронинов - свободных воинов, отказавшихся от служения кому бы то ни было, существенно выросло.
Факт №2. Народ уважал ронинов
"Ронин" - дословно "человек-волна", самурай, отказавшийся от служения или лишённый такой возможности. Так как у ронина не было хозяина, то н кто и не платил ему жалование. Выживали ронины по-разному. Согласно самурайскому кодексу чести становиться торговцами они не могли, даже если была такая возможность. Наниматься к другому князю не позволяли законы сёгуната. Оставалось немногое: пойти в бандиты и грабить народ, либо пойти в бандиты и грабить чиновников.
Оказывается в японском фольклоре есть масса историй о ронинах, которые защищали людей от самурайского произвола.
Действительно, первый враг японского крестьянина - это не кровожадный чужеземец (во время диктатуры страна была под железным занавесом), а представитель закона - самурай, который мог зарубить крестьянина ради пробы меча. В таких условиях ронин, усилиями которого у бывших коллег подгорала попа, становился благородным разбойником, под стать Робин Гуду.
Факт №3. К смерти самураев призывали люди, которые не особо сами к ней стремились
Миямото Мусаси, легендарный мастер меча и ронин, чьё выражение вы имели возможность прочитать на слайде, прошёл через 6 войн и умер на шестом десятке лет своей смертью. Ямамото Цунэтомо, другой ронин, написавший бессмертное "Хагакурэ", тоже пережил своего господина, но не стал совершать ритуальное сэпукку, а ушёл в монахи, дожив до 59 лет. Тем не менее в "Хагакурэ" он писал:
- Между двумя пути, один из которых ведёт к смерти, всегда выбирай смерть. Если есть выбор "умереть" или "не умереть", выбирай "умереть".
При всём моём уважении к этим доблестным мужам, оба они, воспевавшие смерть и призывавшие самураев стремиться к ней с самого рождения, тем не менее выбрали жизнь и умерли "соломенной смертью".
"Хагакурэ" стало широко известным только в 30-е годы XX века исключительно благодаря государственной пропаганде. Япония встала на путь милитаризма, у власти оказался очередной сёгун, которому понадобились миллионы дуболомов, лишённых какого-либо самосознания, стремящихся к смерти и легко лишающие жизни всех тех, кто мешал созданию "Великой Восточной Азии". Идеи средневекового фанатика пришлись кстати.
В следующей публикации я расскажу о том, как группа свободных ронинов утёрла сёгуну нос.
Рудияр
Общаюсь с подписчиками в своём клубе ВК