ЗАЧЕМ ПРИХОДЯТ В УНИВЕРСИТЕТ?

Самая главная проблема нашего высшего образования, а точнее – института образования вообще – в недостаточным образом сформированной мотивации учащихся.

Самая главная проблема нашего высшего образования, а точнее – института образования вообще – в недостаточным образом сформированной мотивации учащихся.

Посмотрите на учебные планы – половина часов учебного процесса отводится на самостоятельную работу студентов. И спросите своих студентов в любой группе – кто из них и когда был в университетской библиотеке? И был ли вообще…

Мы уже десять лет переходим на компетентностную парадигму, но в рабочих программах прилежно выписываются «знания, умения, навыки».

Потому что обучение компетенции немыслимо, невозможно без высокого уровня мотивации студента. Студент должен неистово желать: учиться вообще; осваивать именно эту профессию; выбрать эту профессию еще в школе, класса так с седьмого…

Когда в группе встречаются студенты с такой мотивацией, у преподавателя душа отдыхает, он занимает, наконец, свое главное место – помогает студенту учиться. Да, именно так – студент делает всю учебную работу сам, 24 часа в сутки, в аудитории, библиотеке, за компьютером и дома, и преподаватель – его главный методолог, руководитель, помощник, если угодно – тренер…

Увы, исследования показывают, что процентов сорок студентов приходят в вуз, если не за дипломом, то просто за «высшим образованием», остальные в профессии ищут заработок, социальный статус, карьеру, и лишь некоторым удается влюбиться в само профессиональное ремесло, да так чтобы сама профессиональная деятельность стала их важнейшей потребностью.

В чем нужно вернуться к советской системе образования, так в том, чтобы на бюджетное место студент мог поступить только в одном вузе и по одному направлению, все остальные варианты – лишь на коммерческой основе. Все переходы после начала обучения – тоже за счет студента. Запретить уходить в академический без причины. И, наконец, не сдал сессию – с бюджетного места слетаешь.

При такой системе будущий студент будет делать ответственный и хорошо осознанный выбор будущей профессии еще в школе. Будет знать, что выбирает ее на всю жизнь, поэтому на учебу нужно тратить все силы, а за все просчеты и ошибки придется заплатить.