Найти тему
sputnik.by

Не только мотоциклы: недолгая автомобильная история JAWA

Чешские мотоциклы JAWA были очень популярны в странах СССР и Варшавского блока, однако завод Франтишека Янечека некоторое время выпускал и автомобили. О них и пойдет речь в материале Sputnik.

Тем, кто интересуется историей появления мотоциклов JAWA, известно, что Янечек купил лицензию на производство первых своих "двухколесников" у немецкой фирмы Wanderer. Собственно и название JAWA состоит из первых букв фамилии основателя завода (Janeček) и столько же букв позаимствовано у продавца Янечеку лицензии.

И снова Wanderer

Первый автомобиль JAWA, кстати, тоже был построен по лицензии Wanderer. Янечек хотел наладить производство в Чехии народного автомобиля, который будет не сильно дороже мотоцикла. Для производства была выбрана модель Meisterklasse 701 – в то время популярный автомобиль в Германии. Завод Янечека выпускал машинку под названием Jawa 700 с 1934 года.

В 1937 году чехи выпустили автомобиль уже собственной разработки, под названием Jawa Minor. Машинка была оборудована двухцилиндровым двухтактным двигателем и трехступенчатой механической коробкой передач. Тормоза на всех колесах были барабанными. Агрегаты монтировались на хребтовой раме, кузов, как было принято в те времена, состоял из деревянного каркаса, обшитого металлом.

Автомобили Jawa Minor
Автомобили Jawa Minor

Jawa Minor выпускалась в нескольких кузовах – двухдверный лимузин, четырехместный кабриолет и двухместный родстер. Позже появился и армейский вариант с открытым верхом – Combat Minor – таких машин было произведено около 600 штук. Примечательно то, что немцы, которые во время Второй мировой реквизировали для своих военных нужд любой транспорт, чешские Minor не тронули, так как по их правилам для служебных целей нужны были автомобили с двигателями не менее чем четырехцилиндровыми.

Был еще и эксклюзивный вариант – четырехместное купе Jawa Minor 600 – кузов для которого производило предприятие "Содомка" в Високе-Мито. Таких автомобилей было построено около 30 штук.

Jawa Minor, уже под индексом 1, выпускали некоторое время и после окончания войны – до 1947 года.

Чешская Mille Miglia

Участвовали автомобили JAWA и в гонках – для этого был построен спорткар Jawa 750. Машина выступила на престижной в стране гонке – 1000 миль Чехословакии, аналог знаменитой итальянской Mille Miglia.

Jawa 750
Jawa 750

Jawa 750 была оснащена двухтактным двухцилиндровым моторчиком, причем привод у автомобиля был передний. Чешским гонщикам удалось победить в гонке в своем классе, за что они получили специальный приз от президента страны.

Всего было построено шесть 750-х – три родстера и три купе, долгое время считалось, что они все не дожили до наших дней, но в конце 1990-х энтузиастам удалось отыскать один экземпляр и восстановить его.

Единственный экземпляр Jawa 750 был обнаружен в 1990-х
Единственный экземпляр Jawa 750 был обнаружен в 1990-х

Автомобильная история JAWA закончилась на модели Minor 1 – компания сосредоточилась на производстве мотоциклов, о которых впоследствии мечтали многие советские мальчишки.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц

Авто
268,3 тыс интересуются