Найти тему
Юрист-юморист

Тяжела и неказиста жизнь наемного юриста.

Изображение с сайта fb.ru
Изображение с сайта fb.ru

Ваш покорный слуга вчера выиграл в арбитраже заковыристое дельце. А радости - нет. Потому что клиент, увы, расстроен.

В общем, одна небольшая фирма, назовем ее фирмой "Х", состоящая из нескольких сотрудников, взяла на себя обязательства поставить очень крупному концерну, известному на весь мир, две жатки (это такое сельскохозяйственное оборудование) из богопротивной Великобритании.

Я, признаться, в ум не возьму, за каким бесом этот самый концерн вместо того, чтобы использовать свои собственные возможности и закупить эти самые жатки, обратился на местном уровне к посреднической организации. На самом деле, учитывая организационные возможности этого предприятия-гиганта, могли бы купить их на заводе-изготовителе напрямую. Однако, вот именно так в этом самом концерне организованы закупки оборудования для нужд собственных подразделений. Не знаю, почему.

Контракт был заключен осенью 2021 года, получили предоплату с тем, чтобы в июне 2022 жатки были на месте. Предоплата - в рублях, но контракт, как вы понимаете, в инвалюте. А курс на тот момент - вполне божеский.

Дальше, как водится, часть предоплаты перечисляют на счет другому посреднику, которого мы будем называть фирмой "Y", потому что прямых контактов с изготовителем нет. Маржу из предоплаты вычитают сразу и тратят на нужды собственного предприятия. Вот такой вот бизнес, понимаете.

А тут, как на грех, февраль.

И присылает им посредник "Y" письмо от изготовителя жаток из этой самой проклятущей Англии - мол, простите-извините, но вот вам растение рода Armoracia семейства Brassicaceae на воротник, а не жатки, потому что нам правительство запретило вам их поставлять. Денежку обратно примите.

Ну, это второй посредник, фирма "Y" в смысле, денежку принял. А у моего клиента - фирмы "Х" - ситуация хуже не придумаешь. Потому что крупный концерн говорит: у нас же с вами контракт в инвалюте, а потому возвращайте нам баблишко в рублях по новому курсу.

А курс-то изменился мама-джан. А фирма "Y" деньги по новому курсу возвращать не хочет. А своих денег свободных нет - потому что, повторюсь, вот такой бизнес.

Вы скажете - так тут же форс-мажор! А я вам скажу - а нет тут никакого форс-мажора. Потому что форс-мажор у нас подтверждается справкой из Торгово-Промышленной палаты. А ТПП в ответ на все отчаянные запросы от вот таких компаний, которым зарубежные партнеры санкции вкатили, говорит, что на сегодняшний день в соответствии с действующим законодательством отказ зарубежного партнера поставить оборудование в связи с запретом правительства форс-мажорными обстоятельствами не является. Покупайте через третьего посредника - например, через Казахстан.

А чего - нормальная такая поддержка бизнеса от любимого и дорогого правительства. Действенная.

В общем, долго ли, коротко ли, но подали на моих тогда еще будущих клиентов осенью в арбитражный суд. И перед новогодними праздниками мы с ними познакомились.

Исковые требования - закачаешься.

Основной долг - 4,2 мильена рублей. Его, хошь не хошь, отдавать надо, да и клиент готов, просто пока нетути денег.

А дальше начинаются штрафные санкции. Я когда договор стал читать - у меня борода растопырилась.

Ну, во-первых, согласно договору, предоплата в том случае, если мои клиенты не выполняют принятых на себя обязательств, предоставляется на условиях коммерческого кредита. И к тому моменту, когда было подано исковое заявление, сумма процентов по этому самому кредиту была больше 1,7 миллионов рублей (предвосхищая события - к окончанию рассмотрения она увеличилась почти до 2 миллионов).

Во-вторых, там еще коммерческая неустойка, на которую они подписались. И набежало к моменту подачи иска больше 27 тысяч долларей.

Ну, и процентики по 395-й ГК РФ. Там - слезы: 150 тысяч рубликов.

В общем, грубо если считать, то сколько основного долга - столько и сверху будьте-нате.

Я клиенту вопрос задаю: а зачем ты такой кабальный договор подписывал? Тебя же тут просто поставили в неприличную позу!

Он руками разводит - очень, говорит, денег хотелось заработать, а у них юристы - звери.

Ну, звери или не звери - это как посмотреть.

Сумму исковых требований помните, да? Солидная такая сумма для наших широт. И она росла, потому что основной долг клиент погашал в ходе судебного разбирательства частями. Но - погасил.

Что удалось в итоге отбить? Да почти все.

Во-первых, коммерческий кредит пошел по бороде. Потому что согласно позиции нашего любимого и дорогого ВС РФ проценты по коммерческому кредиту могут взыскиваться только в одном случае: ежели они взыскиваются за легитимное использование денежных средств. А если в договоре такие проценты обусловлены невыполнением его условий, то это скрытая неустойка, и такой пункт договора засуньте себе в портмоне. Какие бы там звери-юристы не были.

Во-вторых, суд уменьшил сумму неустойки, заявленной прошлой осенью в размере 27 с лишним тысяч долларов до 8 тысяч. Потому что мне удалось суд убедить в том, что такая драконовская неустойка свидетельствует о намерении истца обогатиться и ее размер явно превышает ущерб от дествий ответчика. Хороший, как мне кажется, дисконт.

Ну, и проценты по статье 395 ГК РФ волшебным образом уменьшились до 85 тысяч рублей. Ну, как волшебным - пришлось немного палочкой помахать - всякие авадыкедавры с круциатусами пошептать.

То есть, противу того, что требовали с клиента - чистые слезы суд оставил.

А КЛИЕНТ НЕ РАД.

А клиент говорит, что надо было все отбить.

А я вот сижу и репу теперь почесываю свою бородатую. Потому что с одной стороны я - офигенский молодец. И не могло в этом деле быть полного списания штрафных санкций, потому что нет там никакого форс-мажора, а есть невыполнение договорных обязательств в чистом виде. И если бы я в это дело не включился, то навинтили бы моему клиенту по полной программе, не стал бы суд сам в пленумах ковыряцца и на его защиту вставать.

А с другой стороны получается, что результат для клиента оказался, что называется, ниже ожидаемого. И это меня расстраивает, признаться.

Нельзя, ребята, совершенно не пострадать, ежели вы в своей работе допустили небрежности, оплошности, не выполнили договорные обязательства, пользовались деньгами в течение почти полутора лет (и неважно, что по факту у вас их не было, важно то, что их в течение этого времени не было у вашего кредитора), а технику в срок не поставили.

Но можно при помощи грамотного специалиста минимизировать ущерб. Что и было сделано. И специалист попался грамотный, и ущерб минимальный. Меньше не получится никак.

Так что дело выиграно во всех смыслах.

А радости нет. Потому что не бабками (которые я получил в полном объеме в виде предоплаты) едиными, не бабками.