Найти тему
Окно в Россию

Смогли бы вы жить в чуме оленевода?

Оглавление

Кочевники Крайнего Севера всю жизнь проводят в путешествиях, передвигаясь за оленями. Их арктический мобильный дом со всеми вещами переезжает за ними на санях.

АННА СОРОКИНА

Павел Кузьмичев
Павел Кузьмичев

На Крайнем Севере России помимо городских или сельских жителей есть и те, кто ведет кочевой образ жизни. Это в основном оленеводы. Олени постоянно мигрируют в поисках самой вкусной пищи, и людям, которые их разводят, приходится перемещаться вместе с ними.

Павел Кузьмичев
Павел Кузьмичев

Наибольшее количество российских кочевников - порядка 10 тысяч человек живут на сибирском полуострове Ямал. Это коренные народы Севера: ненцы, ханты, селькупы. Раз в год он приезжают со своими чумами в город Салехард на День Оленевода. Там-то мы и исследовали их жилище во всех подробностях.

Маленький снаружи, большой внутри

Павел Кузьмичев
Павел Кузьмичев

Чум - это традиционный дом северных народов. Он имеет конусообразную форму, которая подходит для суровых арктических условий. Такая форма устойчива во время метелей, со стен легко скатывается снег, чум быстро прогревается изнутри, и эта конструкция очень быстро собирается и разбирается.

У ненецких семей раньше чум собирали и ставили женщины, но сейчас эта традиция уже канула в лету. Жилье ставят вместе со всей семьей.

«Обычное чум ставим и собираем за час летом и за 3 часа зимой. Это если снега много»,  - рассказывает Марьям, молодая женщина из ямальского поселка Аксарка. В чуме, где она принимает гостей, порядка 40 шестов и 80 оленьих шкур. «Здесь с комфортом может жить 8 человек», - говорит она и добавляет, что раньше семьи были больше, по 10 детей, а сейчас 5-6 - максимум, и в чуме места более чем достаточно. С помощью занавесов можно отделить себе «комнату» («полог»).

Павел Кузьмичев
Павел Кузьмичев

Диаметр среднего чума в основании около 5-8 метров. Пол уложен деревянными досками, покрытыми оленьими шкурами. Центральную часть занимает очаг - печка-буржуйка, которая и отапливает помещение, и служит плитой для приготовления пищи. С одной стороны, как правило, располагается стол, за которым собирается семьи и гости.

Павел Кузьмичев
Павел Кузьмичев

«Чум - это чистая природа, - говорит Марьям. - Шесты делаем сами, у нас тут лесотундра, деревья найти не проблема. Олени тоже наши, шкуры копим постепенно. Но если переводить в деньги, то себестоимость такого чума примерно 1,2 млн рублей ($15,000 - сопоставимо со стоимостью однокомнатной квартиры в небольшом русском городе)».

«Когда дети вырастают и хотят создать семью, они ставят себе новый чум. Сейчас женятся лет в 25, родители им помогают с чумами», - говорит Анна из другого поселка.

Кроме того, на Ямале существует «чумовой материнский капитал» - после рождения третьего ребенка можно получить комплект для сборки чума. В него входит печка, шесты, доски для посла, шкуры, брезент и нарты.

Павел Кузьмичев
Павел Кузьмичев

Коренные народы Севера соблюдают и особые ритуалы, связанные с жилищем. «Женщина не должна ходить позади печи, очага, это у нас сакральное место, - говорит Галина из стойбища Минлей вблизи Салехарда. - Также нельзя ходить вокруг чума, если надо что-то поправить, то сначала надо пройти с одной стороны, потом с другой».

Жизнь на чемоданах

«Мы - кочевники, и на каких-то пастбищах мы стоим неделю, на других - месяц, два, - на третьих - день. Вот зимой мы стоим по 4 месяца, с января по апрель», - говорит Николай из Приуральского района.

Павел Кузьмичев
Павел Кузьмичев

Перекочевку называют «кастланием». Все маршруты не меняются веками: бригады ходят по следам своих предков, которые остаются в тундре. И оленеводы могут заранее рассчитать, когда они будут вблизи поселков, чтобы пополнить запасы продуктов и других необходимых вещей.

Павел Кузьмичев
Павел Кузьмичев

У них сегодня есть и снегоходы, и автомобили, и ноутбуки, и мобильные телефоны, и рации, и бензиновые генераторы. Но главное, говорят северные жители, у них есть чувство свободы.

«Попав в город, зависишь от времени. А у нас не нужно вставать по часам и бежать на автобус. Не опоздаешь к начальству. Живешь как тебе велит твоя судьба», - говорит Галина.

Павел Кузьмичев
Павел Кузьмичев

Сегодня семьи оленеводов на Ямале, кроме чумов, имеют свои дома или самые обычные квартиры. Например, кто-то из семьи работает в поселке, а кто-то переезжает туда на пенсии, а родственники продолжают кочевать с оленями, но все приезжают друг к другу в гости. И все вспоминают лес и тундру с большим теплом.

«Вы, наверное, не представляете себе, каково это, а чтобы понять, надо там пожить. Поехали покастлаем?» - предлагает нам Анна.

Хотели бы пожить в чуме? Пишите в комментариях!