Большинство клиентов, первый раз обращающиеся к психологу, – «бежевые». Это люди в остром кризисе базового самоопределения, когда они как никогда сильно ощущают свое одиночество, беспомощность, боль разрушающихся отношений с миром.
Бежевый уровень в спиральной динамке (по теории Грейвза) – это уровень ребенка, который остро нуждается в закрытии базовых потребностей, таких как безопасность, принятие, ресурсы (элементарный заработок, крыша над головой и т д).
Подробнее о спиральной динамике в применении клиент-терапевтического взаимодействия можно прочитать в моей статье здесь
Но это не дети, а взрослые (по возрасту) клиенты, которые под влиянием внешних обстоятельств (потери, разрушение отношений, болезни) регрессировали до детского способа восприятия мира. Зачастую их преследуют панические атаки, кошмарные сновидения, мысли о смерти, другие негативные мысли и чувства. Клиенты аффективно реагируют на интервенции психолога (в картине сессии присутствуют приступы плача, яркие вспышки гнева, много сопротивления и защитных реакций) и нуждаются, в основном, в поддержке (80% сессии клиенты говорят о себе и своих переживаниях, не давая места интервенциям специалиста). Серьезные изменения первичного состояния возможны только после того, как клиент убеждается в стабильной безопасности, которую он получает в сессии с психологом, и это происходит лишь когда простроен устойчивый психологический альянс.
Но важно понимать, что клиент, находящийся на бежевом уровне спиральной динамики развития личности, из кабинета психолога возвращается в прежнюю среду и в свое прежнее состояние. То есть в перманентный травматический опыт. И поэтому необходимо последовательно и мягко проводить в сессиях с «бежевым» клиентом идею его опоры на себя, которая растет от сессии к сессии. Любые глубокие «раскопки» терапевта с затрагиванием травматических ситуаций с клиентом на этом уровне опасны и чреваты срывами терапии. На бежевом уровне возможна только поддержка с минимальным корректирующим отреагированием, поскольку в психологе такой впавший в «психическое детство» клиент видит исключительно родительскую фигуру. Поэтому полезно в ходе сессии периодически прояснять и обрабатывать этот перенос – терапевт не может стать «родителем» для клиента, а поддерживает как равный - «взрослый».
Часть «бежевых» клиентов в аффективном приступе требуют от терапевта советов и спасательства, инструкций и ключей от их ситуации, а в гештальт-терапии они нередко трактуют фразу «здесь и сейчас» как обещание, что их давняя или очень серьезная ситуация может благополучно разрешиться «здесь и сейчас», нередко за один сеанс. Важно объяснять клиенту, что именно он получает на терапии – поддержку и внимание специалиста. Также важно направить клиента к соответствующему специалисту (психиатру, неврологу, даже просто участковому терапевту или в скорую) для медикаментозной поддержки, если первичная диагностика говорит за серьезные психоэмоциональные и физиологические нарушения (присутствуют психотические симптомы, стойкие болевые ощущения, трудности с самоорганизацией и т. д.)
Работая в парадигме спиральной динамики (и подход/метод здесь не так важен – это универсальная система диагностических координат) нужно знать, что переход на бежевый уровень возможен с любого уровня (фиолетового, красного, синего, оранжевого, зеленого) в случае резкого нарушения базовой безопасности – стихийные бедствия, потрясения, катастрофы, другие крайние обстоятельства, разрушающие основы мироощущения клиента и его жизненные ценности.
Также стоит помнить, что из бежевого уровня в кабинете терапевта возможен выход только на фиолетовый, на котором главная цель – поддержка безопасности, принятия, восстановление всех прежде нарушенных основ личности.
Екатерина Тушкова, психолог, гештальт-терапевт, Краснодар.
Автор: Екатерина Тушкова
Специалист (психолог), Гештальт подход
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru