Найти тему
ДетиЛюбят

Как развить в ребенке способность к самоанализу и зачем это нужно?

Вместо введения приведем несколько типичных диалогов из нашей мастерской.

По телефону на громкой связи:

Ученик (12 лет): Ма-ам, а мне остаться на второй урок?

Мама: Тогда я бы тебе такси вызвала после занятия. А если сейчас закончишь, то подождать немного придётся.

Ученик: Я бы тогда, наверное, уже поделку завершил...

Мастер: А сам-то ты чего хочешь?

Ученик: .... (Задумался) Пожалуй, остаться.

Ученик: Готово! Ну как вам?

Мастер: Симпатично! Мне понравилось, как ты вот здесь интересно придумал. А тебе самому-то как?

Ученик: ... (Задумался) Мне понравилось над такой-то частью работать. И что быстрее получилось.

Ученик: А можно я просто гвозди забью, без надсверливания?

Мастер: Тебе трудно сверлить? Или хочется поскорее закончить?

Ученик: ... Хотелось поскорее закончить... А если расколется? Заряди, пожалуйста, мне тонкое сверло в дрель.

Разруливаем конфликт в лагере.

Ученик: Он взял мою поделку без спроса и не отдавал.

Мастер: А как ты думаешь, он знал, что она твоя?

Ученик: Наверное, нет.

Мастер: Почему ты его ударил?

Ученик: Я разозлился, мне хотелось скорей делать, урок кончался, а тут он ...

В каждом диалоге многоточие означает паузу. С подачи взрослого ученик задумывается, обращает мысленный взор внутрь себя. И понимает, что решение ситуации, ответ на вопрос можно получить, проанализировав свои мотивы, чувства, действия.

Безусловно, самоанализ – спутник сильной психики, самостоятельного человека и прекрасный инструмент личностного роста.

Такому человеку легче:

принимать последствия своего выбора; вместо «Мне пришлось» он уже скажет: «В этих обстоятельствах я решил»;

не повторять ошибки, делая по заученной схеме на автомате;

разбираться в своих чувствах, мотивах;

действовать более осознанно, эффективно;

сделать ошибки инструментом развития, а не поводом для сожаления.

Как помочь развить способность к самоанализу?

Первое, см. диалоги выше. В большинстве случаев воспитания – личный пример. Проговаривайте при ребенке разбор некоторых своих поступков, мыслей, чувств в той мере, в которой ему по силам понять.

Второе, когда слышите самоанализ ребёнка, старайтесь больше слушать. Даже если предпосылки, выводы кажутся наивными, неправильными. Не спешите перебивать, исправлять, если вас не просят. Не сбивайте контакт с самим собой. Почему я так делаю/ думаю/ чувствую? Даже неправильные выводы принесут больше опыта, если в них не ткнут, а автор встреться с последствиями сам.

Это приводит к последнему правилу. Позвольте, если это безопасно, ребенку проверить свои соображения на практике. Самоанализ закрепится в привычку, если сделанные выводы будут приводить к действиям, затем снова анализ и снова практика.