Сравниваем современные комфортные дома для железных коней с их предшественниками из советского фильма 1966 года «Берегись автомобиля».
Сколько крылатых фраз из фильма «Берегись автомобиля» вы сможете назвать с ходу? «Это нога — у того, у кого надо нога», «Свободу Юрию Деточкину!», «Тебя посодют, а ты не воруй»? А прекрасные своей лаконичностью папанинские «Положь птичку» и «Не трожь собачку» вспомните? В 1966 году, когда фильм наконец-то вышел на широкие экраны, его посмотрели 29 млн зрителей, и на цитаты он разлетелся моментально.
Кино про застенчивого страхового агента, угоняющего у жуликов «Волги», продающего их, а деньги перечисляющего в детские дома, до сих пор входит в списки самых любимых фильмов наших соотечественников. Хотя, как пишет режиссер Эльдар Рязанов в своей книге «Неподведенные итоги», фильм мог бы вообще не состояться в том виде, в каком мы его знаем.
Из книги Эльдара Рязанова «Неподведенные итоги»:
«Редакторам Кинокомитета сценарий не понравился. Нам говорили: вообще-то сценарий интересный, но зачем Деточкин ворует автомобили? Гораздо лучше, если бы он просто приходил в ОБХСС и сообщал, что, мол, такой-то человек — жулик и его машина приобретена на нетрудовые доходы. Такой сюжетный поворот был бы действительно смешон и интересен. И потом, объясняли нам, в сценарии полная путаница с Деточкиным. Он положительный герой или отрицательный? С одной стороны он жулик, с другой стороны он честный. Непонятно, что с ним делать, посадить в тюрьму или не посадить? Короче, сценарий вызывал недоумение и недовольство».
Да уж, смешная получилась бы комедия, если бы вместо угонов Робин Гуд XX века Деточкин просто занимался бы кляузничеством! Сердца многих поколений телезрителей точно не были бы заняты этим фильмом. Ну и нам бы он не подошел для сегодняшнего материала.
На примере нескольких кадров из «Берегись автомобиля» мы сегодня покажем, как изменилась культура владения машиной за эти полвека.
1. Трафик
В фильме «Берегись автомобиля» большинство водителей передвигаются на «Волгах», и только вот такие редкие общие планы дают представление о том, насколько разнообразен был московский автопарк 1966 года.
Глядя на эти кадры, кажется уместным сравнить уровень автомобилизации Москвы 50-летней давности и Екатеринбурга сегодняшнего. Глобальная проблема, вытекающая из такой горячей народной любви к железным коням, одна: днем все эти машины едут в центр, а ночью хранятся где-то в спальных районах. Конечно, в современном мире полно исключений, но они мало влияют на общую обстановку. Чтобы убедиться в этом, достаточно в рабочий полдень прогуляться по главным улицам Екатеринбурга, а ближе к полуночи приехать на Ботанику.
Автопарк Екатеринбурга почти в полтора раза больше, чем в среднем по стране. На тысячу горожан у нас приходится в среднем 305 автомобилей. Даже в Москве эта цифра составляет порядка 287 авто на тысячу жителей.
2. Место для общения
Гаражи, которые строили раньше, использовались не только для хранения автомобилей. Они были специальным местом, где мужчины собирались обсудить новости и посплетничать за перманентным ремонтом своего авто. Знаменитые советские кухонные посиделки были не только кухонными.
Что 50 лет назад, что раньше — автомобили надо было где-то хранить. Со временем стали появляться подземные паркинги, которые уже не располагали к общению с владельцами соседних боксов. Вот кооперативный гараж — другое дело. Единое дело (строительство гаражного комплекса) могло как сплотить коллектив, так и заставить членов ГСК разругаться в хлам (но это уже сюжет фильма «Гараж», конечно).
Сегодняшние паркинги все-таки больше предназначены для машин, чем для их ремонта, сопровождающегося политическими дебатами. Слава богу, закон сегодня даже курить в них запрещает.
3. Сохранность
Главное, что получали советские автовладельцы, выхлопотавшие гараж, — больше уверенности в сохранности автомобиля. Однако все равно не на 100%. Были и капитальные гаражи, и так называемые ракушки, но самое богатое наследие, которое досталось нам с советских времен, — это вот такие металлические домики с воротами. Кроме автомобиля в них часто хранился всякий хлам вроде старых лыж или летней резины — и это несмотря на то, что и в незахламленный-то гараж, где стоит машина, было непросто протиснуться. И вот от этого наследия, львиная доля которого подлежит ликвидации, мы избавляемся до сих пор.
Безопасность — это главная задача, которую решает наличие парковочного места. Сейчас все парковки, как правило, охраняются. Будь то обычная наземная, асфальтированная и разлинованная площадка или, тем более, подземный паркинг, — все оснащено охраной и видеонаблюдением.
4. Безопасность
Те, кто не выхлопотал себе гараж, вынуждены были оставлять авто прямо во дворе. Впрочем, у Юрия Деточкина, как мы помним, нашелся способ угнать машину и из гаража.
Соотношение стоимости автомобиля и места для его хранения не сильно изменилось за 50 лет. Две эти цены сопоставимы друг с другом, с одной лишь разницей: в Советском Союзе автомобиль и гараж можно было не купить, а получить — равно как и квартиру. В наши дни покупка парковочного места у горожан болтается где-то в хвосте списка приоритетов. На первом месте — квартира и автомобиль. Человек берет ипотеку, и первые несколько лет у него нет возможности купить паркинг. Но потом инфляция превращает ипотечные платежи в очень незначительные суммы относительно зарплаты, и такая возможность появляется. Тем более что многие застройщики находят способ предоставить покупателям паркингов беспроцентные рассрочки.
5. Благоустройство
«Здесь было так темно, тихо и пустынно, что невольно хотелось совершить преступление», — говорит нам закадровый голос Юрия Яковлева. Да-да, это про советские гаражи! Располагались они чаще всего не рядом с домом, и дорога к автомобилю проходила по каким-нибудь задворкам промышленных зон.
Конечно, были гаражи, которые находились и прямо во дворе. Но чаще они располагались на пустырях, полосах отчуждения железной дороги или вдоль заборов предприятий. Прибавьте к этому скудное, а зачастую попросту отсутствующее освещение плюс современную криминогенную обстановку — и вам уже не захочется хранить автомобиль так далеко от дома.
В XXI веке человек не должен сначала полчаса идти до своей машины, а затем на ощупь в темноте открывать специально раздобытый для гаражных ворот «надежный японский замок».
Сегодняшние паркинги стараются размещать в непосредственной близости от места проживания. Идеальный вариант — под домом, куда можно спуститься на лифте со своего этажа. Подземный паркинг — это вообще решение, проверенное временем. И несмотря на немаленькую себестоимость, все больше автовладельцев выбирают именно этот вариант.
Культура владения автомобилем и хранения его меняется. Юрию Деточкину пришлось бы изрядно попотеть, если бы он захотел угнать автомобиль в XXI веке. Современные паркинги оснащены сложной системой контроля доступа. Это шлагбаумы, считыватели магнитных карт и домофонные системы вызова охраны. Чтобы температура в паркинге не опускалась ниже нуля, предусмотрены автоматические ворота. Внутри за автомобилями собственников следит служба охраны и система видеонаблюдения. При строительстве устанавливаются современные противопожарные системы, которые включают в себя огнеупорные ворота, специальные датчики, реагирующие на температуру, и вентиляционные системы.
Хранить машину здесь не только безопасно, но и удобно. Появляются просторные паркинги с высокими потолками. Кроме того — наземные парковки, стоимость которых еще ниже, а также полуподземные, автоматические — вариантов масса.
Спрос на машино-места растет так стремительно, что застройщики просто вынуждены ему соответствовать. Все больше жителей города борются с гоп-парковками и «чудаками», оставляющими свои машины на газонах и детских площадках. И все больше автовладельцев задумывается о приобретении парковочного места. А спрос, как известно, рождает предложение.