Найти в Дзене
66.RU

Киноквартира. Сможет ли Юрий Деточкин угнать машину из современного паркинга

Оглавление
Фото: кадр из фильма «Берегись автомобиля!», «Мосфильм», 1966 год
Фото: кадр из фильма «Берегись автомобиля!», «Мосфильм», 1966 год

Сравниваем современные комфортные дома для железных коней с их предшественниками из советского фильма 1966 года «Берегись автомобиля».

Сколько крылатых фраз из фильма «Берегись автомобиля» вы сможете назвать с ходу? «Это нога — у того, у кого надо нога», «Свободу Юрию Деточкину!», «Тебя посодют, а ты не воруй»? А прекрасные своей лаконичностью папанинские «Положь птичку» и «Не трожь собачку» вспомните? В 1966 году, когда фильм наконец-то вышел на широкие экраны, его посмотрели 29 млн зрителей, и на цитаты он разлетелся моментально.

Кино про застенчивого страхового агента, угоняющего у жуликов «Волги», продающего их, а деньги перечисляющего в детские дома, до сих пор входит в списки самых любимых фильмов наших соотечественников. Хотя, как пишет режиссер Эльдар Рязанов в своей книге «Неподведенные итоги», фильм мог бы вообще не состояться в том виде, в каком мы его знаем.

Из книги Эльдара Рязанова «Неподведенные итоги»:

«Редакторам Кинокомитета сценарий не понравился. Нам говорили: вообще-то сценарий интересный, но зачем Деточкин ворует автомобили? Гораздо лучше, если бы он просто приходил в ОБХСС и сообщал, что, мол, такой-то человек — жулик и его машина приобретена на нетрудовые доходы. Такой сюжетный поворот был бы действительно смешон и интересен. И потом, объясняли нам, в сценарии полная путаница с Деточкиным. Он положительный герой или отрицательный? С одной стороны он жулик, с другой стороны он честный. Непонятно, что с ним делать, посадить в тюрьму или не посадить? Короче, сценарий вызывал недоумение и недовольство».

Да уж, смешная получилась бы комедия, если бы вместо угонов Робин Гуд XX века Деточкин просто занимался бы кляузничеством! Сердца многих поколений телезрителей точно не были бы заняты этим фильмом. Ну и нам бы он не подошел для сегодняшнего материала.

На примере нескольких кадров из «Берегись автомобиля» мы сегодня покажем, как изменилась культура владения машиной за эти полвека.

1. Трафик

Фото: кадр из фильма «Берегись автомобиля!», «Мосфильм», 1966 год
Фото: кадр из фильма «Берегись автомобиля!», «Мосфильм», 1966 год

В фильме «Берегись автомобиля» большинство водителей передвигаются на «Волгах», и только вот такие редкие общие планы дают представление о том, насколько разнообразен был московский автопарк 1966 года.

Глядя на эти кадры, кажется уместным сравнить уровень автомобилизации Москвы 50-летней давности и Екатеринбурга сегодняшнего. Глобальная проблема, вытекающая из такой горячей народной любви к железным коням, одна: днем все эти машины едут в центр, а ночью хранятся где-то в спальных районах. Конечно, в современном мире полно исключений, но они мало влияют на общую обстановку. Чтобы убедиться в этом, достаточно в рабочий полдень прогуляться по главным улицам Екатеринбурга, а ближе к полуночи приехать на Ботанику.

Фото: архив 66.RU
Фото: архив 66.RU

Автопарк Екатеринбурга почти в полтора раза больше, чем в среднем по стране. На тысячу горожан у нас приходится в среднем 305 автомобилей. Даже в Москве эта цифра составляет порядка 287 авто на тысячу жителей.

2. Место для общения

Фото: кадр из фильма «Берегись автомобиля!», «Мосфильм», 1966 год
Фото: кадр из фильма «Берегись автомобиля!», «Мосфильм», 1966 год

Гаражи, которые строили раньше, использовались не только для хранения автомобилей. Они были специальным местом, где мужчины собирались обсудить новости и посплетничать за перманентным ремонтом своего авто. Знаменитые советские кухонные посиделки были не только кухонными.

Что 50 лет назад, что раньше — автомобили надо было где-то хранить. Со временем стали появляться подземные паркинги, которые уже не располагали к общению с владельцами соседних боксов. Вот кооперативный гараж — другое дело. Единое дело (строительство гаражного комплекса) могло как сплотить коллектив, так и заставить членов ГСК разругаться в хлам (но это уже сюжет фильма «Гараж», конечно).

Фото: архив 66.RU
Фото: архив 66.RU

Сегодняшние паркинги все-таки больше предназначены для машин, чем для их ремонта, сопровождающегося политическими дебатами. Слава богу, закон сегодня даже курить в них запрещает.

3. Сохранность

Фото: кадр из фильма «Берегись автомобиля!», «Мосфильм», 1966 год
Фото: кадр из фильма «Берегись автомобиля!», «Мосфильм», 1966 год

Главное, что получали советские автовладельцы, выхлопотавшие гараж, — больше уверенности в сохранности автомобиля. Однако все равно не на 100%. Были и капитальные гаражи, и так называемые ракушки, но самое богатое наследие, которое досталось нам с советских времен, — это вот такие металлические домики с воротами. Кроме автомобиля в них часто хранился всякий хлам вроде старых лыж или летней резины — и это несмотря на то, что и в незахламленный-то гараж, где стоит машина, было непросто протиснуться. И вот от этого наследия, львиная доля которого подлежит ликвидации, мы избавляемся до сих пор.

Безопасность — это главная задача, которую решает наличие парковочного места. Сейчас все парковки, как правило, охраняются. Будь то обычная наземная, асфальтированная и разлинованная площадка или, тем более, подземный паркинг, — все оснащено охраной и видеонаблюдением.

Фото: архив 66.RU. В современном паркинге уровень безопасности и сохранности несравнимо выше.
Фото: архив 66.RU. В современном паркинге уровень безопасности и сохранности несравнимо выше.

4. Безопасность

Фото: кадр из фильма «Берегись автомобиля!», «Мосфильм», 1966 год
Фото: кадр из фильма «Берегись автомобиля!», «Мосфильм», 1966 год

Те, кто не выхлопотал себе гараж, вынуждены были оставлять авто прямо во дворе. Впрочем, у Юрия Деточкина, как мы помним, нашелся способ угнать машину и из гаража.

Соотношение стоимости автомобиля и места для его хранения не сильно изменилось за 50 лет. Две эти цены сопоставимы друг с другом, с одной лишь разницей: в Советском Союзе автомобиль и гараж можно было не купить, а получить — равно как и квартиру. В наши дни покупка парковочного места у горожан болтается где-то в хвосте списка приоритетов. На первом месте — квартира и автомобиль. Человек берет ипотеку, и первые несколько лет у него нет возможности купить паркинг. Но потом инфляция превращает ипотечные платежи в очень незначительные суммы относительно зарплаты, и такая возможность появляется. Тем более что многие застройщики находят способ предоставить покупателям паркингов беспроцентные рассрочки.

Фото: архив 66.RU
Фото: архив 66.RU

5. Благоустройство

Фото: кадр из фильма «Берегись автомобиля!», «Мосфильм», 1966 год
Фото: кадр из фильма «Берегись автомобиля!», «Мосфильм», 1966 год

«Здесь было так темно, тихо и пустынно, что невольно хотелось совершить преступление», — говорит нам закадровый голос Юрия Яковлева. Да-да, это про советские гаражи! Располагались они чаще всего не рядом с домом, и дорога к автомобилю проходила по каким-нибудь задворкам промышленных зон.

Конечно, были гаражи, которые находились и прямо во дворе. Но чаще они располагались на пустырях, полосах отчуждения железной дороги или вдоль заборов предприятий. Прибавьте к этому скудное, а зачастую попросту отсутствующее освещение плюс современную криминогенную обстановку — и вам уже не захочется хранить автомобиль так далеко от дома.

Фото: архив 66.RU
Фото: архив 66.RU

В XXI веке человек не должен сначала полчаса идти до своей машины, а затем на ощупь в темноте открывать специально раздобытый для гаражных ворот «надежный японский замок».

Сегодняшние паркинги стараются размещать в непосредственной близости от места проживания. Идеальный вариант — под домом, куда можно спуститься на лифте со своего этажа. Подземный паркинг — это вообще решение, проверенное временем. И несмотря на немаленькую себестоимость, все больше автовладельцев выбирают именно этот вариант.

Культура владения автомобилем и хранения его меняется. Юрию Деточкину пришлось бы изрядно попотеть, если бы он захотел угнать автомобиль в XXI веке. Современные паркинги оснащены сложной системой контроля доступа. Это шлагбаумы, считыватели магнитных карт и домофонные системы вызова охраны. Чтобы температура в паркинге не опускалась ниже нуля, предусмотрены автоматические ворота. Внутри за автомобилями собственников следит служба охраны и система видеонаблюдения. При строительстве устанавливаются современные противопожарные системы, которые включают в себя огнеупорные ворота, специальные датчики, реагирующие на температуру, и вентиляционные системы.

Фото: архив 66.RU
Фото: архив 66.RU

Хранить машину здесь не только безопасно, но и удобно. Появляются просторные паркинги с высокими потолками. Кроме того — наземные парковки, стоимость которых еще ниже, а также полуподземные, автоматические — вариантов масса.

Спрос на машино-места растет так стремительно, что застройщики просто вынуждены ему соответствовать. Все больше жителей города борются с гоп-парковками и «чудаками», оставляющими свои машины на газонах и детских площадках. И все больше автовладельцев задумывается о приобретении парковочного места. А спрос, как известно, рождает предложение.