Найти в Дзене
Салават Вахитов

"Писать, читать, понимать". Курс для учащихся старших классов. Программа

Когда-то мною была написана небольшая программка авторского курса, посвящённого чтению художественной литературы. Основная идея его заключалась в том, чтобы формировать в одной связке с навыками чтения и навыки деятельности сфер, условно обозначенных мною как "предчтение" и "послечтение". Курс я предлагал разным школам и пытался реализовать его в самых разных вариантах, увеличивая или уменьшая объём информации в зависимости от поступающих предложений.

Как молоды мы были. Фото Александры Ариткуловой
Как молоды мы были. Фото Александры Ариткуловой

Никогда не думал, что это моё увлечение в дальнейшем уведёт меня к взрослой аудитории, подключит к невероятно трудноподъёмным, но безумно интересным проектам, которые и займут всё моё свободное и несвободное время. Тем не менее с тоской думаю о школе, где и должны закладываться правильные навыки чтения, и время от времени перед школьниками выступаю. Но нужна, конечно, систематическая работа с детьми.

Подумалось, может, мои старые намётки пригодятся школьным учителям при планировании собственных творческих проектов. Если это случится, буду очень рад, поэтому и публикую их здесь.

В 30-й библиотеке г. Уфы в этом году
В 30-й библиотеке г. Уфы в этом году

Курс посвящается искусству чтения художественной литературы и рассчитан на ... часа, его цель – развитие навыков трёх видов речи: устной – аудирование и говорение, письменной – письмо и чтение, внутренней – мышление. Курс адресуется учащимся, испытывающим затруднения в работе над изложением, сочинением и в устных выступлениях, а также всем, кто желает совершенствовать свои навыки.

Со студентами в БашГУ, 2012 г. Фото Александры Ариткуловой
Со студентами в БашГУ, 2012 г. Фото Александры Ариткуловой

Теоретическая часть

1. Читать, писать, думать. Как пишутся книги

Писательское искусство как способ структурирования мысли.

Образы, фабула, сюжет.

Структура художественного произведения и её элементы.

Структура героя. Цель. Умения. Уязвимость.

Протагонист и антагонист. Второстепенные персонажи.

Идея и тема произведения.

Тон повествования.

2. Говорить и слушать, слушать и говорить. Как читать книги

Чтение активное и пассивное.

Буквальное, аллегорическое, моральное и мистическое прочтение текста. Социологическое прочтение.

Соотношение «автор – рассказчик – герой» и ракурс восприятия сюжета читателем. Открытый персонаж.

Составляющие смысла. Семантика. Эмоционально-экспрессивная значимость. Историко-культурный контекст.

3. Думать и анализировать. Как понимать книги

Методики анализа художественного произведения

Культурные коды (Античности, Средневековья, эпохи Возрождения, эпохи Просвещения, XIX, XX, XXI вв.) как ключи к пониманию художественного текста. Множественность значений образа.

Типология художественной детали. Поэтика намёка.

Интерпретация произведения и её критерии.

Суждение о книге. Предположение и мнение.

Интересно, кем стала девушка, которой я подписываю книгу. Фото Александры Ариткуловой
Интересно, кем стала девушка, которой я подписываю книгу. Фото Александры Ариткуловой

Практическая часть

Развитие навыков устного чтения. Интонация, тон, логическое ударение. Темп чтения.

Выступление перед аудиторией. Стили речи.

Подготовка к выступлению. Планирование. Написание текста. Подготовка презентации. Приёмы работы с аудиторией.

Ответы на вопросы. Защита представленной позиции.

Разбор «полётов» и формирование собственного стиля выступления.

Такие дела)) Если понравилось, ставьте лайки, пишите комментарии и подписывайтесь на мой канал. Ваша поддержка очень нужна!