Когда-то мною была написана небольшая программка авторского курса, посвящённого чтению художественной литературы. Основная идея его заключалась в том, чтобы формировать в одной связке с навыками чтения и навыки деятельности сфер, условно обозначенных мною как "предчтение" и "послечтение". Курс я предлагал разным школам и пытался реализовать его в самых разных вариантах, увеличивая или уменьшая объём информации в зависимости от поступающих предложений.
Никогда не думал, что это моё увлечение в дальнейшем уведёт меня к взрослой аудитории, подключит к невероятно трудноподъёмным, но безумно интересным проектам, которые и займут всё моё свободное и несвободное время. Тем не менее с тоской думаю о школе, где и должны закладываться правильные навыки чтения, и время от времени перед школьниками выступаю. Но нужна, конечно, систематическая работа с детьми.
Подумалось, может, мои старые намётки пригодятся школьным учителям при планировании собственных творческих проектов. Если это случится, буду очень рад, поэтому и публикую их здесь.
Курс посвящается искусству чтения художественной литературы и рассчитан на ... часа, его цель – развитие навыков трёх видов речи: устной – аудирование и говорение, письменной – письмо и чтение, внутренней – мышление. Курс адресуется учащимся, испытывающим затруднения в работе над изложением, сочинением и в устных выступлениях, а также всем, кто желает совершенствовать свои навыки.
Теоретическая часть
1. Читать, писать, думать. Как пишутся книги
Писательское искусство как способ структурирования мысли.
Образы, фабула, сюжет.
Структура художественного произведения и её элементы.
Структура героя. Цель. Умения. Уязвимость.
Протагонист и антагонист. Второстепенные персонажи.
Идея и тема произведения.
Тон повествования.
2. Говорить и слушать, слушать и говорить. Как читать книги
Чтение активное и пассивное.
Буквальное, аллегорическое, моральное и мистическое прочтение текста. Социологическое прочтение.
Соотношение «автор – рассказчик – герой» и ракурс восприятия сюжета читателем. Открытый персонаж.
Составляющие смысла. Семантика. Эмоционально-экспрессивная значимость. Историко-культурный контекст.
3. Думать и анализировать. Как понимать книги
Методики анализа художественного произведения
Культурные коды (Античности, Средневековья, эпохи Возрождения, эпохи Просвещения, XIX, XX, XXI вв.) как ключи к пониманию художественного текста. Множественность значений образа.
Типология художественной детали. Поэтика намёка.
Интерпретация произведения и её критерии.
Суждение о книге. Предположение и мнение.
Практическая часть
Развитие навыков устного чтения. Интонация, тон, логическое ударение. Темп чтения.
Выступление перед аудиторией. Стили речи.
Подготовка к выступлению. Планирование. Написание текста. Подготовка презентации. Приёмы работы с аудиторией.
Ответы на вопросы. Защита представленной позиции.
Разбор «полётов» и формирование собственного стиля выступления.
Такие дела)) Если понравилось, ставьте лайки, пишите комментарии и подписывайтесь на мой канал. Ваша поддержка очень нужна!