Подъехав к деревенскому дому, Ирина, а тем более Светлана Ильинична, были крайне удивлены. Они-то готовились увидеть дом стоящим в густых зарослях кустарника, а вышло всё наоборот. Территория перед домом выглядела так, как много лет тому назад, когда отец весь сезон косил траву перед домом и на этом месте росла ровная красивая травка.
Светлана прослезилась, вероятно вспомнив отца. Ирина подошла к ней, обняла, погладила по плечу.
– Вот, мамочка! Есть же добрые люди! – произнесла Ирина, надеясь успокоить маму.
– Это скорее всего сосед Иван заботился о нашем участке. Надо будет как-то отблагодарить его, – вытирая слёзы говорила женщина.
Ирина обратила внимание и на палисадник, в котором был разбит когда-то красивый цветник и за ним так же добросовестно ухаживали. Из прогретой Солнцем земли, кое-где пробивались крепкие зелёные побеги ранних цветов.
– Похоже и Маргарита от него не отставала, посмотри, цветник радует летом разнообразием и красотой.
– И мамина роза до сих пор жива! – снова шмыгнула носом Светлана. – Я помню как она её выхаживала, а потом она радовала и её, и прохожих своими ароматными белоснежными цветами.
– Посмотри, мама, как преобразился дом соседей! – воскликнула Ирина, стараясь отвлечь мать от грустных воспоминаний. – Если бы не его размер, ничем бы не отличался он от домов в богатых посёлках.
– Да… – поддержала её Светлана, вытирая глаза платком. – И зачем им понадобилась надстройка второго этажа?
– Мама, зачем деду понадобилось столько всего? Вот и они решили расшириться. Может планы какие-то или жизнь изменилась в чём-то.
– У нас сначала небольшой домик был, затем папа построил дом побольше, то есть большую комнату, потом пристроил комнату поменьше, а там и каменную пристройку...
Светлана не успела договорить, открылась калитка в воротах соседнего дома. Из неё выпорхнула миниатюрная, симпатичная блондинка средних лет. Если бы не её скромная одежда, то она ещё бы могла поспорить красотой с городскими одногодками.
– Боже! Слава тебе! Дошли, наконец-то, мои молитвы! – с искренней радостью воскликнула соседка и почти бегом направилась к приехавшим. – Мы всё ждём, ждём вас, а вы всё о нас и не вспоминаете! И вот… – она по очереди обняла и расцеловала горожанок. Так горячо и искренне словно соседки были ей самыми родными из родных. – Как же я рада вас видеть!
Ирина и Светлана Ильинична растрогались, не ожидали столь тёплого приёма от соседки.
– Вы на выходные? – всё так же радостно спросила та.
Мать и дочь загадочно переглянулись. Наконец, Светлана смогла отойти от растрогавшей её встречи, ответила:
– Нет, Маргариточка! Я как заправский пенсионер с весны до осени решила жить в деревне! – не менее радостно ответила Светлана и рассмеялась, глядя на удивление соседки.
Ирина тем временем с трудом и не с первого раза отперла замок, который за долгое время неиспользования успел заржаветь. Девушка распахнула калитку в воротах и женщины услышали её восторженно-удивлённый возглас.
– Ты чего? – спросила её мать, поспешившая вслед за ней, но на то, что она увидела, отреагировала точно так же как и дочь. Удивлённо остановилась, увидев ухоженный огород и вдали сад белевший окрашенными стволами деревьев.
– Маргарита милая моя! – обратилась Светлана к соседке. – Даже не знаю как вас отблагодарить за всё, что вы сделали.
Соседка смеясь, стояла рядом.
– Не волнуйся, не волнуйся, дорогая соседушка! Расплатилась ты с нами с лихвой. Мы же пользовались столько лет ваши огородом и плодами замечательного сада. Да! Приходилось трудиться и не мало! Но и отдача была значительная. Наш-то огород почти весь заболочен. Если бы не ваш пришлось бы всё покупать, а так он нас очень выручал! Так, что не вы нам, а мы вам должны…
– Вот как хорошо! Значит мы в расчёте! – воскликнула Светлана, обняла соседку и они снова весело дружно смеялись.
Женщины увидели на соседнем огороде высокого крепкого мужчину, с «богатой» шевелюрой в которой были вкраплены пряди седеющих волос. Большой нос не портил внешности, если и были на его лице какие-то изъяны, то их можно было не заметить из-за сиявших добротой серых глаз.
– Ох, ты! Глядите-ка, соседи наши пожаловали! Ну, девочки, здравствуйте! – радостно воскликнул тот, открывая калитку в ограде разделявшую их участки.
Он бодро приблизился к Ирине, внимательно её разглядывая.
– Да, девочка, была ты хороша, а теперь ты – необычно хороша! – восклицал мужчина, легко приобнял девушку и тут же отстранился, перейдя к её матери.
– Света, ты не меняешься! Хотя прошло-то каких-то пять лет! – и её он обнял, коснулся губами её щеки, затем отошёл к жене.
– Решили навестить отчий дом? – спросил он, при этом положил руку на плечи Маргариты.
– Ты представляешь, Света решила до осени с нами тут обитать! – вместо соседки ответила женщина, заглядывая в глаза мужа снизу вверх.
– И не просто пожить, у нас с Ириной имеются грандиозные планы! – добавила Светлана.
– Думаю, я догадываюсь о ваших планах! – воскликнул сосед. – Дом ремонта большого требует… Дело хорошее! Но трудоёмкое, финансово ёмкое и ооочень нервно ёмкое! – высказал мужчина, оглянувшись на постройки.
– Ты, Иван, просто ясновидец! – произнесла соседка и улыбнулась мужчине.
– Чего тут ясно видеть! Крыша обветшала, сарай я уже несколько раз подпирал во многих местах и крыша у него провисла. Лучше туда не захотите! В доме ещё надо посмотреть…
– Вы, девочки, остановитесь-ка у нас пока, – тут же предложила Маргарита.
– Ничего не будем обещать, но большое спасибо за приглашение, дорогая, – отозвалась Светлана. – Не до того же стены дома обветшали, чтобы жить было бы невозможно! Иван, мы хотели бы тебя отблагодарить за облагораживание участка…
– Не стоит! Мы тут… Да Марго наверное всё уже рассказала! – произнёс мужчина глядя на свою жену, улыбнулся, – Знаю я её натуру...
– Но всё же…
– Не за что! Не за что меня благодарить! – заверил Иван, даже несколько смущаясь. – Вот выпьем вечерком по рюмочке коньячку и в расчёте будем.
– Давайте-ка, в дом пройдём, – напомнила о себе Ирина, первой прошла к входной двери.
– Вы не волнуйтесь! Чужие возле вашего дома не кружили. Ничего не испорчено и не унесено, может быть желающие и появились бы, но не рискнули, – говорил мужчина, следуя за хозяевами.
– Мы за этим строго следили! – поддержала его Маргарита.
– Спасибо Вам! Повезло нам с соседями! – произнесла Светлана. – Мы и не надеялись всё увидеть в таком отличном состоянии. Думали поработать придётся не покладая рук.
– Всё! Всё, соседушка, мы это уже обсудили и решили, что никто никому ничего не должен! – сказала соседка посмотрела на мужа, ища у него поддержки.
В доме было тихо, пахло сыростью и пылью, кое-где мыши прогрызли обои и попробовали на зуб столешницу и стулья.
– Вот вы же на них посмотрите! – удивилась Маргарита, всплеснув руками. – Мало им нашей кормёжки, они ещё тут безобразничают!
– Это не мыши. Это крысы! – сказал Иван, разглядывая следы зубов на мебели.
– Согласна! – поддержала его жена. – Да! Да! Они есть ходят к нам, а потом бегут в ваши хоромы и резвятся здесь! Зимой на снегу видны их тропы. Так и снуют туда сюда! Так, что и с ними предстоит борьба…
– Значит вы решили ремонт основательный затеять? – то ли спросил, то ли подтвердил Иван, направляя разговор в другое русло.
– Действительно, есть у нас такие планы, – ответила Светлана, чуть помедлив продолжила. – Только есть ли здесь мастера или с городскими договариваться придётся?
– А, что городские они особенные что ли, – снова то ли спрашивая, то ли утверждая произнёс мужчина, оглядывая стены с поблёкшими и погрызенными обоями на них. – Там ведь тоже в основном приезжие работают. Мы нанимали ребят из посёлка.
– Ваня, у тебя наверное сохранился номер телефона Михаила? Позвони ему, поговори… Ой, снова я наверное не в своё дело лезу… – смутилась соседка.
– Да уж! – улыбнулся муж, посмотрев на Маргариту. – Ты как всегда торопишься! А наши, ребята действительно нормально работают и берут за свой труд по-божески. Номер телефона должен сохраниться. Схожу пойду за телефоном, позвоню бригадиру, – сказал мужчина, прошёл в большую комнату, огляделся по сторонам, словно прикидывая предстоящий объём работы, только после этого вышел из дома.
– Вы посмотрите, как они справились у нас с ремонтом и сразу поймёте, что всё хорошо ребята делают. Сами оцените качество их работы, – говорила женщина, тоже прошла в большую комнату, обошла её и с озабоченностью произнесла. – Ой, девочки, и трудов предстоит! И средства понадобятся не малые! Готовы? – улыбнулась Маргарита.
– Я думаю, мы справимся! – уверенно произнесла женщина, хозяйка дома так же обошла большую комнату. – В конце концов наше дело наблюдать, обеспечивать бригаду материалами и кормить, – добавила Светлана.
– Собственно, у них свой повар есть, – перебила её Маргарита, – да и материалы они сами закупают, если у заказчика нет желания этим заниматься. Михаил человек деловой и порядочный. Договариваются с поставщиками, они даже сами всё привозят. Вы только успевайте оплачивать.
– Вот и замечательно, – подала голос Ирина. До этого она молча обследовала дом, прикидывая, где и с чего начать.
Вернулся Иван и по его виду можно было понять, что звонок получился удачным.
– И, что? – опережая всех, снова поторопилась Маргарита.
– Что? Что? – улыбаясь, передразнил её муж. – Дозвонился. Он сказал, что вечером приедет, поговорить с хозяйкой. У них как раз заканчивается ремонт очередного объекта. Ещё два-три дня и они свободны.
– Как замечательно! – воскликнула Светлана. – А мы пока проведём подготовительные работы. – Она вздохнула. – Как не жаль расставаться, со всем этим, – обвела взглядом большую комнату, глаза её снова наполнились влагой… – Прошлое ушло, но не будет забыто…
– Если жаль расставаться со всем, то пусть сначала сарай сделают, а вы потом всё туда перенесёте, – посоветовала соседка.
– А для чего? Чтобы крысы продолжали жить в комфорте? – сказала Ирина.
Мать вскинула на неё взор полный слёз, но произнесла:
– Ты права, дочка. Надо всё вывезти. Думаю родители на нас не осерчают.
– Согласна с вами, – поддержала её соседка. – Вы же красоту в их доме создадите. Пусть порадуются, – добавила женщина. – Не будем вам мешать. Сосредотачивайтесь. А мы вас ждём на обед и настраивайтесь на ночлег у нас.
– Помощь понадобится, зовите, – произнёс Иван, подталкивая жену к выходу.
В доме установилась тишина, Ирина чувствовала, что мама волнуется, постепенно волнение охватывала и её.
– Доченька, а может…
– Мама, нет! – твёрдо перебила её Ирина. – Мы с тобой всё уже решили. Сейчас замешкаемся, потом бригаду не дождёмся. Время упустим, а потом в самом деле передумаем.
– Ирочка, но я ведь не представляю даже с чего начать, – с нескрываемым волнением говорила Светлана Ильинична.
– Мама, приедет мастер, мы ему изложим наши пожелания, а он уже точно знает с чего начать. Иван же сказал, что он – профессионал.
– Ты так думаешь?
– Я уверена, что Михаил всё знает. Он – профессионал! – Ирина уверенно подтвердила слова соседа.
– Дочка, твоя уверенность вдохновляет. В самом деле чего это я засомневалась…
Начало: