Найти в Дзене
Александр Галушкин

Цыганское место


В наши края пришла весна. Природа проснулась после зимней спячки. Снег в этом году исчез раньше обычного на полмесяца, причём в считанные дни. Воды в водоёмах прибавилось незначительно. Зеленеет травка у обочин дорог. Лес потемнел, но пока ещё радует любителей берёзового сока своей благодатью. Скворцы освоили обновлённые домики, завлекая пением хозяев подворий, предоставивших им приют и возможность вывести потомство. А вот сороки-белобоки в последние десятилетия перебрались из лесных массивов на сельские окраины, настроив в многочисленных кленовых зарослях множество гнёзд. Сорочьи гнёзда в сёлах и деревнях уже никого не удивляет, и нет любителей из числа юных «натуралистов» разорить их. Не то время?

Куриная ночлежка на иве.
Куриная ночлежка на иве.

На нашем подворье, за прошедшие тридцать пять лет, выросли огромные ивы, где десяток лет назад два сезона подряд сороки выводили своё потомство. Нынче две особи из этого племени пытаются начать строительство гнезда, но дело скорее похоже на имитацию. Сначала, удобную для гнезда эту площадку, облюбовала парочка ворон. В течение двух дней они присаживались на то место и о чём-то вслух совещались между собой. Я уж было пожалел о таком нежелательном соседстве, как вороны, словно прочтя мои мысли, ретировались. Новым обладателем площадки стала рябая курица, которая и в прошлом году чаще всего устраивалась там на ночь. Нередко по соседству восседала её единственная цыпа. Вчера под вечер курица только успела занять свою обитель, как появилась пара сорок, сразу начавшие атаковать хозяйку ночлежки. Активность проявляла одна из них, а вторая стояла как на АТАСе. Курица не выдержала натиска и слетела на землю. Ночевала она в курятнике вместе с другими сородичами. На следующий день эта сорочечная парочка много раз прилетала на ивы, присаживаясь на перекур. Гнездо они здесь не отстраивали, а возводят его на соседних клёнах, что массово произрастают на заброшенном общественном огороде через дорогу от нашего подворья. Вечером, когда солнце закатилась, курица опять умастилась на облюбованном стволе ивы, там она и оставалась до темноты. Беспокоить её никто не стал, хотя одна сорока присаживалась на другом дереве метрах в десяти от рябушки.
Изгнание курицы с тёплого местечка сороками напомнило мне армейский сюжет, произошедший в городе Георгиу-Деж, который с 1994 года приобрёл своё первоначальное название - Лиски. Курганская команда призывников, числом чуть более 90 человек, направлялась к месту службы в город Ставрополь. Первая пересадка была в Георгиу-Деж, куда мы прибыли спустя полутора суток поздно вечером. Ждать следующего поезда надо было до утра, поэтому всю нашу команду разместили под лестничным маршем на бетонном полу. На фото станция Лиски, бывшая Георгиу-Деж. Понятно, что матрасов и подушек нам никто не приготовил, как и ужина.

Станция  Лиски, бывшая Георгиу-Деж
Станция Лиски, бывшая Георгиу-Деж

Ночь. Хочется, есть и спать. От безисходности улеглись прямо на грязный пол, под голову я положил дорожный чемоданчик из своего пионерского прошлого. Однако, только задремав, нас прогнали с нагретого места, прибывшие с очередным поездом громогласные цыгане. Бесцеремонно, пиная всех подряд, стали кричать, что это цыганское место и занимать его мы не имеем права. Цыгане скидывали с себя объёмные тюки барахла, и тут же размещались на отдых, действуя как в собственном таборе. В зале ожидания все сиденья были заняты пассажирами, и нам пришлось устроиться в междурядьях, ни у кого не вызывая сочувствия. Следующая пересадка была в городе Кропоткин, станция Кавказская. Но это уже другая история, как и вся армейская служба о которой у нас к счастью не было никакого представления. 2023 г.