Найти тему

Первые буддийские храмы в землях айнов: когда и зачем японцы их построили? (без России не обошлось)

Оглавление

Самыми ранними буддийскими храмами в землях айнов, то есть на территории Хоккайдо без его южной оконечности (где ещё с XV–XVI вв. основное население уже составляли японцы), а также Сахалина и Курильских островов, стали так называемые "Три правительственных храма в землях айнов (яп. эдзо санкандзи 蝦夷三官寺)".

Храм Дзэнкодзи в Усу (г. Датэ). Источник: https://ganref.jp/m/kuronekopiano/portfolios/photo_detail/2251297
Храм Дзэнкодзи в Усу (г. Датэ). Источник: https://ganref.jp/m/kuronekopiano/portfolios/photo_detail/2251297

Это было общее название для трех храмов: Дзэнкодзи (яп. 善光寺), Тодзюин (яп. 等澍院) и Кокутайдзи (яп. 国泰寺). Они расположены соответственно в районе Усу г. Датэ, в поселке Самани округа Хидака и в поселке Аккэси округа Кусиро, то есть все они находились на тихоокеанском побережье Хоккайдо. Кроме того, все эти три храма были построены в одно время — в 1804 г. — и на протяжении пятидесяти лет до 1855 г. оставались единственными в землях айнов.

Храм Тодзюин в Самани. Фото: https://hi-tabi.jp/magazine/3916/%E7%AD%89%E6%BE%8D%E9%99%A2%EF%BC%88%E3%81%A8%E3%81%86%E3%81%98%E3%82%85%E3%81%84%E3%82%93%EF%BC%89/
Храм Тодзюин в Самани. Фото: https://hi-tabi.jp/magazine/3916/%E7%AD%89%E6%BE%8D%E9%99%A2%EF%BC%88%E3%81%A8%E3%81%86%E3%81%98%E3%82%85%E3%81%84%E3%82%93%EF%BC%89/

Как видно по дате постройки, основание трёх храмов тесно связано с активизацией Японии в землях айнов на рубеже XVIII–XIX вв. После восстания айнов 1789 г., визита российской экспедиции А. Лаксмана в 1792–1793 гг. и британской экспедиции У. Броутона в 1796–1797 гг. центральное правительство Японии приняло решение перевести восточные земли айнов (тихоокеанское побережье Хоккайдо и южные Курилы) под своё прямое управление, сначала временно — в 1799 г., а затем — "навечно" в 1802 г.

Храм Кокутайдзи в Аккэси (округ Кусиро). Фото: https://www.akkeshi-town.jp/syoukai/rekishi_bunka/history/rekishi/ezosankan/
Храм Кокутайдзи в Аккэси (округ Кусиро). Фото: https://www.akkeshi-town.jp/syoukai/rekishi_bunka/history/rekishi/ezosankan/

Основание храмов

В том же 1802 г. был учрежден пост наместника в землях айнов (яп. эдзо бугё: 蝦夷奉行, с июня того же года переименован в наместника в Хакодатэ, Хакодатэ бугё: 箱館奉行), на который было назначено двое человек — Тогава Ясутомо и Хабуто Масаясу. 17 октября 1802 г. Тогава Ясутомо и Хабуто Масаясу направили прошение в адрес уполномоченного бакуфу по храмовым делам, содержание которого было следующим:

Для захоронения умерших от болезней людей из числа тех, что отправляются в земли айнов из нашей страны, предлагаем построить для начала хотя бы одно кладбище и назначить туда храмового служителя, а в дальнейшем в соответствии с обстоятельствами понемногу увеличивать число таких кладбищ.
Мы осведомлены, что еще в годы Гэнроку (1688–1703 гг. — В. Щ.) был провозглашен запрет на строительство новых храмов, однако в 8 месяце 11 года Кансэй (1799 г. — В. Щ.) во время строительства порта Хабуминато в провинции Идзу несмотря на упомянутый запрет уполномоченный по финансовым делам старший надзиратель левой дворцовой охраны Исикава, ответственный за строительство, организовал кладбища для захоронения умерших от болезней и назначил туда служителя, сославшись на то, что тот случай в корне отличался от других подобных.
Что же касается земель айнов, то о них тем более можно сказать, что положение их отличается от нашей страны, а потому как ни смотри — это не нарушит закона. Просим вашего на это одобрения.

Действительно, в течение XVII в. в Японии был издан не один указ о запрете строительства новых храмов. Последний такой указ увидел свет в 1692 г. — очевидно, именно о нем идет речь в письме наместников в Хакодатэ. Однако, как опять же становится ясно из текста письма, иногда бакуфу позволяло исключения для нетипичных случаев. Порт Хабуминато, о котором говорится в письме, находился на острове Оосима архипелага Идзу, освоение которого только началось в конце XVIII в.

Заботиться о подданных и не допускать проникновения христианства

Наместники в Хакодатэ совершенно справедливо указывали на еще большую нетипичность случая с землями айнов, чем с островами Идзу, однако не называли прямо, в чем именно она состояла. Это сделал за них уполномоченный по храмовым делам в своем ответе:

Земли айнов граничат с иностранным государством, а в последние годы они попали под нашу правительственную опеку, отчего к ним следует относиться по-особому. Если обойтись лишь строительством кладбищ и назначением служителей, в дальнейшем это приведет к неправильному пути, а потому нужно четко определить количество новых храмов и построить их, а все другие религиозные сооружения не признавать.

Таким образом, высокопоставленный чиновник бакуфу не только дал согласие на организацию кладбищ, но и выступил с предложением о строительстве определенного числа полноценных храмов. Говоря об исключительности случая с землями айнов, он прямо объясняет ее их соседством с иностранным государством (т. е. Россией) и недавним переходом под прямое управление бакуфу.

Русский православный крест на Итурупе, зарисованный японским чиновником Кондо Дзюдзо перед его сносом в 1798 году
Русский православный крест на Итурупе, зарисованный японским чиновником Кондо Дзюдзо перед его сносом в 1798 году

Заслуживает внимание и упоминание «неправильного пути» (яп. фусэй но судзи 不正之筋) — таким выражением в период Эдо (1603–1867) как правило назывались христианство, а также буддийские школы, к которым бакуфу традиционно относилось с подозрением. Таким образом, предлагая построить в айнских землях новые храмы, уполномоченный по храмовым делам в качестве основного повода для этого называет угрозу распространения христианства.

В еще одном письме наместников в Хакодатэ главному советнику Макино Тадакиё основными причинами строительства называются необходимость отправления ритуалов в случае смерти уехавших туда японцев, прежде всего чиновников, а также контроль за вредными учениями. Под «вредным учением» как правило понимают христианство, однако употребленное во множественном числе выражение «вредные учения» могло включать в себя также бывшие в немилости у бакуфу школы буддизма, такие как икко-сю и нитирэн-сю.

Проповедь буддизма среди айнов не планировалась

В том же письме наместники в Хакодатэ упоминают и о своем мнении относительно распространения буддизма среди коренного населения:

Насильно изменять способы захоронения у айнов нельзя. Пусть они по-прежнему продолжают использовать свои древние обычаи, как сами того захотят. Если же кому-то из них придется по душе обычай захоронения нашей страны, то препятствовать этому нельзя, а нужно последовать их желанию и отнестись к нему с пониманием.

Таким образом, религиозная политика в отношении айнов приобрела в период перехода их земель под управление бакуфу пассивный характер: запрет на принятие любых японских обычаев и отправление ритуалов айнами, существовавший в период управления княжеством Мацумаэ, был отменен, однако от политики активной японизации местного населения, которая была предпринята уже в период Мэйдзи (после 1868 г.), тогда также отказались.

Выбор мест строительства

Общим для всех трёх мест строительства новых храмов — Усу, Сямани и Аккэси — было то, что они располагались в непосредственной близи от бухт, удобных для стоянки крупных судов. Таких бухт на восточном побережье Хоккайдо, отличающемся незначительной изрезанностью береговой линии, крайне мало. Случайно или нет, но в две из трех гаваней, определенных для строительства храмов, к тому моменту заходили европейские суда: в 1779 г. в Аккэси побывали члены российской экспедиции под руководством Д. Я. Шабалина, в 1792 г. там же недолго останавливался корабль миссии А. Лаксмана, а в 1796 г. вблизи Усу приставало британское судно «Провиденс» с экспедицией У. Броутона на борту.

Карта расположения храмов в восточных землях айнов
Карта расположения храмов в восточных землях айнов

Все это косвенно указывает на то, что «контроль за вредными учениями», который вменялся новым храмам в качестве одной из основных задач, подразумевал более широкую деятельность, а именно взаимодействие с иностранцами в случае их прибытия в восточные земли айнов. Особого внимания в этом смысле заслуживает также вопрос о выборе школ буддизма, которым бакуфу доверило управлять новыми храмами и направлять туда служителей.

Выбор храмов-покровителей

Наиболее ранним источником, где затрагивается вопрос о принадлежности будущих храмов к той или иной школе, стала запись устного предложения главного советника Макино Тадакиё, сделанная 17 марта 1803 г. уполномоченным по делам храмов. Согласно ей, главный советник, упомянув о передаче двух храмов в ведение Тоэйдзан и Дзодзёдзи как об уже решенном деле, поинтересовался возможностью отдать оставшийся из трёх храмов под управление одного из храмов школы дзэн, ссылаясь на тесную связь с бакуфу храма Контиин. 1 января 1804 г. уполномоченный по делам храмов написал наместникам в Хакодатэ, что для отправки служителей в новые храмы «были выбраны Уэно, Дзодзёдзи и Контиин». Что это были за храмы?

Храм Дзодзёдзи в Токио. Фото: https://kanto.memolead.co.jp/funeral/area/tokyo/minato-ku/detail001256.html
Храм Дзодзёдзи в Токио. Фото: https://kanto.memolead.co.jp/funeral/area/tokyo/minato-ku/detail001256.html

Храм Дзодзёдзи был основан на территории современного Токио, как считается, учеником Кукая по имени Сюэй еще в IX в. как храм Комэйдзи школы Сингон, а в 1393 г. сменил название на Дзодзёдзи и стал относиться к школе Дзёдо. Существует легенда, согласно которой основатель последней династии сёгунов Токугава Иэясу после переноса своей ставки в Эдо в 1590 г., часто проезжал мимо этого храма, а встреча с его настоятелем привела в итоге к тому, что именно этот храм стал фамильным святилищем дома Токугава. На его территории находятся могилы шести из пятнадцати сёгунов Токугава.

Храм Канъэйдзи в парке Уэно (Токио). Фото: https://ja.wikipedia.org/wiki/%E5%AF%9B%E6%B0%B8%E5%AF%BA
Храм Канъэйдзи в парке Уэно (Токио). Фото: https://ja.wikipedia.org/wiki/%E5%AF%9B%E6%B0%B8%E5%AF%BA

Храм, фигурирующий в упомянутых выше источниках под названиями «Тоэйдзан» и «Уэно», более известен как Канъэйдзи, расположенный в Уэно — одном из популярных парков современного Токио. Он был основан приближенным Токугава Иэясу монахом школы Тэндай по имени Тэнкай (1536?–1643), который обладал большим влиянием на первых трех сёгунов. Это произошло в правление третьего сёгуна Иэмицу, во 2-й год под девизом Канъэй (1625), что и дало ему название Канъэйдзи. Этот храм также являлся фамильным святилищем дома Токугава, и на его территории, как и в Дзодзёдзи, покоится прах шести сёгунов.

Монах Тэнкай, сподвижник и советник Токугава Иэясу. Фото: https://mag.japaaan.com/archives/190561
Монах Тэнкай, сподвижник и советник Токугава Иэясу. Фото: https://mag.japaaan.com/archives/190561

Храм Контиин, подчиненный храму Нандзэндзи школы Риндзай, тесно связан с именем монаха Исин Судэн (1569–1633). Он был одним из ближайших сподвижников Токугава Иэясу и следующих двух сёгунов, выступая советником по религиозной политике и активно участвуя в составлении первых законодательных уложений. Однако более всего он был известен как фактический секретарь Иэясу по дипломатическим отношениям.

Монах Исин Судэн, советник Токугава Иэясу. Источник: https://ja.wikipedia.org/wiki/%E4%BB%A5%E5%BF%83%E5%B4%87%E4%BC%9D
Монах Исин Судэн, советник Токугава Иэясу. Источник: https://ja.wikipedia.org/wiki/%E4%BB%A5%E5%BF%83%E5%B4%87%E4%BC%9D

Храм Контиин, основанный, как считается, в правление четвертого сёгуна Асикага на рубеже XIV–XV вв., был перенесен на современное место именно Судэном в 1605 г. Позже, когда Судэн переезжал на службу в Сумпу и Эдо, в этих городах открывались также филиалы Контиин, которые становились центрами деятельности монаха. В 1619 г. бакуфу назначило Судэна регистратором настоятелей (яп. со:року 僧録) всех храмов школ дзэн, после чего этот пост всегда занимали настоятели храма Контиин.

Храм Контиин на территории храма Нандзэндзи в Киото. Фото: https://tabi-mag.jp/ky0432/
Храм Контиин на территории храма Нандзэндзи в Киото. Фото: https://tabi-mag.jp/ky0432/

Таким образом, все три храма, которым было предоставлено право управления тремя правительственными храмами в землях айнов, были тесно связаны с домом сёгунов Токугава. Это косвенно свидетельствует о том большом значении, которое бакуфу придавало вопросу основания новых храмов в землях айнов, и о той роли, которую новым храмам предстояло играть. Авторитет личности первого сёгуна Токугава Иэясу был призван освятить эти внешнеполитические начинания.

Почему не было храмов в западных землях айнов?

Однако еще на этапе переписки относительно основания этих храмов внутри бакуфу назрел раскол по вопросу о политике в отношении земель айнов. То, что три храма были в итоге построены, обязано позиции уполномоченного по делам храмов, поддерживавшего активное освоение перешедших под управление бакуфу земель. Тем не менее уже после строительства верх взяли противники освоения, что привело к довольно пассивной деятельности храмов на протяжении их существования.

После перехода под управление бакуфу западных земель айнов в 1807 г. (что стало следствием нападений Хвостова и Давыдова на японские фактории на Сахалине и Курильских островах) там не было построено ни одного буддийского храма вплоть до середины XIX в. А поскольку после этих событий иностранные суда долгое время не посещали акваторию Хоккайдо, не дало нам увидеть правительственные храмы в роли центров внешнеполитической деятельности бакуфу на севере Японии.

Спасибо, что дочитали до конца! Это повод поставить лайк и подписаться, если вы ещё этого не сделали. Меня зовут Василий Щепкин, и на моём канале — об истории и культуре Японии и айнов — коренного народа Хоккайдо, Сахалина и Курильских островов.