Помните притчу о неверном управителе, которого господин похвалил за то, что тот верно распорядился богатством, утаив часть от хозяина и простив доли должникам? Самая сложная для толкования притча. Но почти все святые отцы сходятся в том, что "неправедное богатство" в этой притче - это материальное богатство, то есть ненастоящее, не истинное, и то, что управитель праведно воспользовался неправедным - это употребил материальное во благо нуждающимся.
Сложная притча. Мне довелось увидеть ее в простоте - да - в бытовой реальности, когда я с коллективом редакции (это было в 2008-м) в Чистый Четверг отправились в старинный храм района. Кто-то решил сделать репортаж, кто-то исповедоваться, причаститься.
Автобус был коммерческий, стоимость билета по тем временам приличная. В автобус сели три старушки в платочках, по всему было заметно, что и они собрались в церковь. Обилечивала нас всех женщина-кондуктор, строгая, невозмутимая. Принимала деньги, выдавала билеты, проходила дальше по салону. Когда она дошла до трех бабушек, ее лицо изменилось, женщина улыбнулась, наклонилась к одной из них, шепнула что-то, я разобрал лишь "церковь", бабушки кивнули, кондуктор сунула им заранее спрятанные билеты, деньги не взяла. Сделала это осторожно, потому что если бы водитель заметил ее праведное неверное дело, то мог бы доложить хозяину, и кондуктор получила бы выговор. Глядя на эту женщину, я домыслил ее душевное состояние. Возможно, она сама бы с радостью поехала в храм на исповедь и причастие, но вынуждена заниматься делами мытаря - собирать деньги за коммерческий рейс. И хотя бы таким неправедным делом пытается творить добро. Это, разумеется, уже мое литературное толкование на ее тайное. Пока мы ехали, я вспоминал притчу о неправедном управителе. "Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом". Это как раз оттуда.