К Светлому дню Христова Воскресения (Пасхе) мне хотелось бы вспомнить одну из песен… русского рока. Она занимает третье место в списке «100 лучших песен русского рока в XX веке», вслед за песнями «Группа крови» («Кино») и «Осень» (ДДТ). А журналом «Time Out» она помещена в список «100 песен, изменивших нашу жизнь».
Песня, написана не рок музыкантами, а вполне себе классическими композитором и поэтом. Песня известная… и неизвестная. Неизвестная и в том, что касается смысла – всего-навсего из-за одного предлога. И в том, что касается авторства.
Начнём с авторства:
В 1972 году фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила пластинку «Лютневая музыка XVI-XVII веков». Первая композиция на ней была озаглавлена «Сюита для лютни: канцона и танец», а автором назван Франческо Канова да Милано - известный итальянский композитор и виртуоз-лютнист XVI века. Однако его авторство было сомнительным: среди опубликованных до выхода пластинки произведений да Милано такой композиции не обнаружено. Настоящим автором был Владимир Вавилов – гитарист, лютнист и композитор, записавший эту пластинку. Для того чтобы произведение могло быть записано и его услышали, автору пришлось выдать своё сочинение за творение средневекового итальянца. Странно было бы увидеть на пластинке "Лютневой музыки XVI-XVII веков" композицию XX века...
Мелодию услышал Анри Волохонский и написал на неё текст с названием «Рай», который начинался словами «Над небом голубым». Песня о Небесном городе в исполнении Алексея Хвостенко стала известной в бардовской среде. Позже она попала в спектакль «Сид», где её и услышал Б. Гребенщиков, который исполнил её с изменённым первым предлогом. Песня в его исполнении начиналась словами «Под небом голубым»… Так «Сюита для лютни» с текстом «Рай», вполне подходящая для Пасхи стала одной из лучших песен русского рока. Впрочем – замечательно, что на массовое сознание оказала влияние и, как утверждает "Time Out", изменила нашу жизнь песня о Рае.
Можно вспомнить, что и песня Led Zeppelin «Лестница в небо» и другие весьма популярные в мире песни, например «Let My People Go» Луи Армстронга и «Let it be» Beatles - опираются не на земные ценности. В «Let My People Go» говорится об исходе иудеев с Моисеем из Египта (событии, которому посвящён праздник Песох – Пасха). «Let it be» - просто шедевр, с музыкой в стиле госпелл (какие поются в Американских церквях) и текстом, который вполне мог бы произнести любой из великих Учителей и проповедников. Позже я запишу её в своём поэтическом переводе и конечно, прокомментирую.
А теперь отмечу, что на той же пластинке «Лютневая музыка XVI-XVII веков» была записана и другая музыка В.Вавилова, авторство которой он приписал Джулио Каччини - Ave Maria. Мне было интересно написать свою композицию на ту же гармонию. Так, пожалуй, и назову ее – «Гармония»… А может тоже приписать её авторство какому-нибудь средневековому итальянскому композитору? Здесь и на ю-туб и на других платформах гораздо больше прослушиваний набирает музыка с известным именем, нежели с авторством некоего А.Овчарова…