Найти в Дзене

Почему дети превращаются в требовательных, капризных монстров

Скрин-кадр из м/ф «Жила-была царевна»
Скрин-кадр из м/ф «Жила-была царевна»

Жадность, зависть, соперничество и истерики у детей... «Хочу, купи, ненавижу!» Откуда все это?

В норме ребенок в возрасте до 3 (максимум 4) лет проходит стадию т.н. естественного детского нарциссизма, т.е. его психическое «Я» созрело и отделилось от «Я» матери, однако мама все еще создана исключительно для ребенка. Он не понимает, что у матери есть свои потребности, желания. Детское «Я» - центр вселенной. Это умилительно и одновременно трудно для родителей.

Проявление собственнических замашек, крики, требования и демонстративные уходы от матери с последующим возвращением (за утешением) - норма для малыша. Отсутствует объектное постоянство, т.е. мама дающая - для ребенка хорошая, любимая, а мама отбирающая, фрустрирующая превращается в  ненавистную для ребенка. Он не  может понять, что это одна и та же мама, что фрустрация - не конец света, а всего лишь оберегающая  граница дозволенного.

Но постепенно, понимание приходит.

Если ребенок в 5, 7, 10 и более лет проявляет жадность (до вещей, игрушек), аномальную требовательность (к родителям), зависть (к сверстникам, братьям, сестрам), капризность, истерики, чрезмерную зацикленность на материальных вещах - это история не только про общество потребления и его пагубное воздействие.

 Глубинных причин две:

1) Попытка компенсировать недостаток родительского внимания, любви, заботы (не материальной заботы), недостаток эмпатичного эмоционального отклика. Вместо того, чтобы разделить с ребенком его чувства (от радости до агрессии), родитель запрещает ребенку проявлять эти чувства, стыдит,  срывается, в общем, реагирует неадекватно.

Нелюбимый, а правильнее сказать, непонятый ребенок ощущает тревогу.

2) Поиск границ и желание защиты. Каждый ребенок бессознательно хочет иметь сильных родителей, т.к. только сильный способен защитить. И, к сожалению, родители, которые ведутся на капризы, демонстрируют не силу, а слабость. Ребенок, ощущая слабость родителей, чувствует тревогу. 

Итак, в обоих случаях ребенок начинает тревожится и смещает фокус своей тревоги на материальный мир. Это создает для ребенка иллюзию контроля, иллюзию возможности получить желаемое и успокоиться. Однако даже при получении вожделенных плюшек-игрушек, успокоение приходит ненадолго. 

Кстати, некоторые родители имеют неосознанную привычку компенсировать недостаток любви, эмпатии или просто времени и внимания к ребенку вещами, подарками, сладостями. Делают они это не ради ребенка, а для себя. Тем самым они снимают свою собственную тревогу, пытаются не быть «плохими» родителями. Но одновременно закладывают фундамент под  ложную идею о том, что любовь и привязанность измеряется (вернее, компенсируется) предметами материального мира.

Вы же понимаете, что чувство и вещь не могут быть взаимозаменяемы?

Потребность потребителя не может быть удовлетворена, т.к. она, на самом деле, не материальна.

Итак, схема такая:

Ребенку не достает любви, эмоционального отклика, защиты, порядка, предсказуемости, контроля (психологи говорят: баланс фрустрации/поддержки нарушен). Ребенок чувствует тревогу. Ребенок развивает в себе психологические защиты, позволяющие ему избавиться от чувства тревоги. Один из способов - заменить свои нематериальные потребности на материальный суррогат. 

Как результат, родитель  имеет в своем доме неуправляемого маленького монстра... Помните вечно зеленое и вечно голодное дерево, из сказки про домовенка Кузю?

А что же делать родителям? Не подменять любовь подарками... 

Так просто и так сложно.