Время прочтения ~ 4 мин.
Изначально процедура банкротства задумана как инструмент взыскания долгов, а не списания.
Дело в том, что банкротство – это одна из законных процедур, которая является частью коммерческого оборота, бизнес процессов, протекающих в обществе, и неразрывно связана с предпринимательской деятельностью и предпринимательским правом. Изначально в России процедура банкротства применялась в отношении коммерческих субъектов – это юридические лица и индивидуальные предприниматели. Также возможно банкротство некоммерческих субъектов, однако процедура все же ближе именно к коммерции.
Концепция такова. Существуют субъекты, осуществляющие экономическую деятельность, в ходе осуществления деятельности они вступают во взаимоотношения, в рамках которых приобретают права и принимают на себя обязательства. Экономическая деятельность связана с рисками, поэтому иногда не получается успешно маневрировать между правами и обязательствами, и обязательства настолько перевешивают, что субъект не в состоянии их исполнить в полном объеме. В конечном итоге эти обязательства конвертируются в денежную задолженность.
И вот когда субъект не в состоянии самостоятельно исполнить обязательства перед кредиторами, в отношении него вводится процедура банкротства. Простым языком, финансы организации берет под контроль третье лицо (арбитражный управляющий), и начинается разбор полетов: начиная с вопроса, что можно предпринять для того, чтобы наиболее полным образом удовлетворить требования кредиторов при недостаточности имущества, заканчивая вопросом о том, как же так произошло, и кто виноват в том, что субъект не в состоянии рассчитаться по своим обязательствам перед кредиторами. Ведь субъект экономической деятельности получил определенную выгоду от кредиторов, а расплачиваться не стал.
Сначала предпринимаются попытки восстановить платежеспособность организации путем более эффективного использования финансов под руководством арбитражного управляющего, если не получается, то процедура переходит в конкурсное производство и долги выплачивают за счет продажи имущества.
В рамках процедуры арбитражный управляющий продает с торгов имущество, а денежные средства направляет на расчеты с кредиторами. Осуществляется оспаривание сделок с целью пополнения конкурсной массы. Также в рамках банкротства рассматривается поведение руководства организации на предмет совершения действий, в результате которых субъект стал банкротом. Если банкротство наступило в следствие действий руководства, то виновные лица привлекаются к субсидиарной ответственности (долги компании переходят на членов руководства – физ. лиц).
Итак, как мы видим, у юридических лиц банкротство применяется с целью взыскания долгов, а не их списания. Если у компании есть имущество, оно продается, если в банкротстве виновато руководство, то долги взыскивают с виновных лиц, то есть комплекс действий нацелен на наиболее полное удовлетворение требований кредиторов.
*Именно вот здесь и кроется основная часть недоверия к тому, что банкротство гражданина – это списание долгов.
Когда все мероприятия банкротства организации проведены, то организация ликвидируется, так как с организации больше нечего взять, и функционировать она не может.
Теперь переходим к банкротству гражданина. Гражданина мы ликвидировать не можем.
Списание долгов – это итог проведения процедуры банкротства гражданина. Сама же процедура регламентирована все тем же Законом о банкротстве, но с определенными особенностями. Однако цель проведения банкротства гражданина Верховный Суд РФ определил несколько иначе, нежели у юридических лиц. А именно, цитата:
Институт банкротства граждан предусматривает иной – экстраординарный – механизм освобождения лиц, попавших в тяжелое финансовое положение, от погашения требований кредиторов, – списание долгов. При этом целью института потребительского банкротства является социальная реабилитации гражданина – предоставление ему возможности заново выстроить экономические отношения, законно избавившись от необходимости отвечать по старым обязательствам, чем в определенной степени ущемляются права кредиторов, рассчитывавших на получение причитающегося им. Вследствие этого к гражданину - должнику законодателем предъявляются повышенные требования в части добросовестности, подразумевающие помимо прочего честное сотрудничество с финансовым управляющим и кредиторами, открытое взаимодействие с судом.
Из этого следует два вывода:
1. Цель потребительского банкротства – списание долгов и социальная реабилитация;
2. К гражданам применяются повышенные требования в части добросовестности.
В то же время, большая часть мероприятий, предусмотренных законом в процедуре банкротства гражданина, все же направлена на наиболее полное удовлетворение требований кредиторов, как и у юридических лиц:
Однако банкротство гражданина предполагает для должника ряд социальных гарантий, которых нет у юридических лиц: исполнительский иммунитет на единственное жилье, прожиточный минимум, исключение некоторого имущества из конкурсной массы и т.д. Но также существует и ряд ограничений. Еще Законом предусмотрена необходимость сотрудничества гражданина с финансовым управляющим, а значит добросовестность заключается не только в том, чтобы не мешать, но и в том, чтобы помогать.
Поскольку финансовый управляющий в процедуре гражданина несет финансовую ответственность перед кредиторами, то просто проигнорировать необходимые мероприятия он не может. Даже в отсутствие действий финансового управляющего суд может посмотреть документы и сказать: «А что это у нас тут за сделка, а что за крупные переводы по счетам, почему не оспаривались? Никакого завершения, вперед оспаривать, не все мероприятия проведены».
Поэтому важно четко понимать этот баланс между тем, что цель банкротства гражданина – это списание долгов, и тем, что необходимо хотя бы минимально соблюсти требования Закона.
От того, какие действия совершал должник, и как эти действия представлены, зависит то, в какую сторону склониться судья: будет рассматривать банкротство как социальную реабилитацию и списание долгов, или вспомнит про повышенные требования к должнику в части добросовестности и необходимость пополнения конкурсной массы.
Основная задача заключается в том, чтобы для суда действия должника выглядели добросовестными и экономически обоснованными, тогда суд сам распишет высокое социальное значение института потребительского банкротства и необходимость списания долгов.
* Поэтому наша работа заключается не столько в том, чтобы рассказать, как проходит процедура и подать заявление в суд, а в том, чтобы подготовить клиента к банкротству, чтобы в глазах судьи он выглядел белым и пушистым. Для этого мы вас в офис и приглашаем. То, что прочитали в интернете, конечно, здорово, но этого недостаточно. Основная работа и детальный разбор кейса осуществляется на личной встрече, которая, кстати, бесплатная, а записаться на нее вы можете, оставив заявку на сайте: NetDolgov.
Сразу разочарую обоснования «Ну продал и продал, и че?» или «Ну перевел 500 тыс. другу и что, это мои деньги» - не подходят. А формулировка «Продал, раздал долги друзьям» – самая распространенная, поэтому судьи к этому особенно внимательны.
Одни и те же действия гражданина в одном случае можно представить как добросовестные, так, чтобы у суда не возникало вопросов, а в другом – нельзя. Определить эту разницу можно только в индивидуальном порядке при изучении всего кейса в совокупности. В то же время, само по себе наличие подозрительных действий не предопределяет исход дела, а лишь увеличивает риски.
А вот уже отношение к рискам у каждого свое. Мы, например, компания NetDolgov, стараемся снизить риски, так как банкротство изначально не самая простая процедура. Но кто-то может идти по пути повышенных ставок и высоких рисков – это дело каждого.
* Да, мы не беремся за все дела. Кому-то из клиентов, которых мы не взяли, долги все же списали, но именно из-за нашего отношения к рискам, какие бы непредвиденные случае ни происходили, даже при самом плохом раскладе, нашим клиентам всегда списывают долги по итогу банкротства.
Вывод:
Потребительское банкротство включает в себя два аспекта: с одной стороны, это социальная реабилитация и списание долгов, а с другой, к должнику применяются определенные механизмы по взысканию долгов и повышенные требования в части добросовестности. И вот где-то на грани между двумя крайностями процедура банкротства гражданина и проходит.
Соответственно, чтобы все точно списали, лучше обращаться к профессионалам =)
--------------------
г. Москва, ул. Каланчевская, д. 16, с. 1, БЦ "Каланчевская Плаза", этаж 4, офис 4.07.16.
Тел.: 8-495-489-93-89; 8-966-011-21-30.