Найти тему
Александр Киселёв

ЕГЭ - лёгкий экзамен?

Ещё в начале своей учительской "карьеры", когда я впервые столкнулся с необходимостью готовить учеников к ЕГЭ, сложность экзамена меня неприятно удивила. До знакомства, искренне считал, что ЕГЭ можно сдать на 90 баллов, просто имея крепкую "5" по предмету.

Как же я был наивен.

Крепкая "5" по предмету не гарантирует даже прохождения порога. Если ученик не будет специально готовиться и изучать задания, хорошие баллы он увидит только в своих фантазиях.

Почему так происходит?

Во первых, учебная программа среднего образования ставит своей целью дать общее представление о предмете, а не натаскать на экзамен. И это правильно. Тема, которой в экзамене выделено, к примеру, 2 задания из 27, в учебной программе отводится 1-2 часа. За всё время. А иногда, за 1 урок рассматриваются сразу несколько тем, затрагиваемых в ЕГЭ.

Приведу пример из своего предмета, информатики. На изучение логических операций отводится суммарно два часа, изучается в рамках темы "Базы данных". Из этих двух часов — один на практическую работу. Вот скриншот из примерного календарного планирования:

8 класс, информатика, базовый уровень. Больше в курсе базовой информатики этой теме внимания не уделяется.
8 класс, информатика, базовый уровень. Больше в курсе базовой информатики этой теме внимания не уделяется.

Раскрыть за, фактически, один урок такую сложную тему — нереально, как максимум — дать представление о работе логических операций. А теперь посмотрим на фрагмент спецификации ЕГЭ-2023 по информатике:

-2

Два задания, требующие вовсе не поверхностного знания этой темы. Неподготовленный ученик их попросту не решит. Одно из этих заданий, под номером два — вообще "базовой" сложности. Необходимой базы для решения такой задачи за одно(!) занятие ну никак не дать.

При этом, я не утверждаю, что выделять на эту тему, к примеру, 10 часов — хорошая идея. Тогда пострадают другие темы. Вот и получается странная, на первый взгляд, ситуация — школа готовит не к ЕГЭ, а даёт общие знания.

Это, конечно, странно, но куда хуже будет, если целью обучения станет именно натаскивание на ЕГЭ. Тогда ни о каком цельном представлении о предмете в голове ученика можно не мечтать.

Именно поэтому, то, что ученику нужно отдельно готовиться к экзамену — это меньшее из зол.

Во-вторых, экзамен не должен быть лёгким. Если у половины учеников будет по 300 баллов по 3 экзаменам, как проводить отбор в лучшие ВУЗы? Так что, нынешний уровень сложности я считаю оптимальным. Базовые знания школы дают возможность пройти порог примерно в 40 баллов, при проработке задач — 70-80 баллов, а для получения 95+ баллов — нужно серьёзно готовиться, и знаниями выходить за пределы школьной программы.

Так что, люди, которые уверены, что хороший ученик должен всегда получать 100 баллов на ЕГЭ - просто не отдают себе отчёт в том, насколько это сложно. Задач вида "выбери один из 4-х вариантов" уже давно нет в экзамене, а те, кто думает, что есть - остановились в умственном развитии в 2014 году.

-3

Единственное, что я бы хотел изменить в экзамене — большее разнообразие заданий, и большую связь с образовательной программой. Какие-то шаги в этом направлении предпринимаются, но очень медленно. Например, с 2021 года ЕГЭ по информатике проводится в компьютерной форме. Для принятия такого очевидного решения, потребовалось 13 лет.