Найти в Дзене

Сериал "Теория большого взрыва" и качество советского образования. А также несколько комментариев на тему образования в СССР

Оглавление

Люблю я в иностранных фильмах услышать знакомую русскую речь, увидеть какие-то приметы родной стороны, почувствовать хорошее ли, плохое ли отношение к нашим реалиям.

Вот и в известном американском сериале "Теория большого взрыва" имеется один запоминающийся момент.

"В бывшем Советском Союзе я был физиком."

Этот юмористический сериал о гениях науки (среди которых есть и будущий нобелевский лауреат) даёт, по-моему, адекватное представление об учёных в любой точке земного шара, пусть и в несколько шаржированном виде.

Очень интересным мне показался эпизод, когда эти молодые "умники" участвуют в очередном состязании "на кубок игр по физике" и никак не могут справиться с предложенным им уравнением.

И тогда эту конкурсную задачу моментально решает лохматый мужчина, работающий в университете простым уборщиком.

На вопрос "главного умника" сериала: "Да что Вы, вообще, понимаете в физике? ", уборщик ответил: "Это я здесь у вас уборщик. А в бывшем Советском Союзе я был физиком. Ленинградский Политехнический".

Ленинградский Политехнический!
Ленинградский Политехнический!

Этот эпизод что-то да говорит о качестве советского образования, как и об отношении к нему американцев. ))))

А теперь рассмотрим несколько комментариев к этой статье, отражающих разные взгляды на советское образование:

Советское образование - калька с царской гимназической системы.

1. "Во всех статьях с ностальгией о советском образовании говорится - советская система образования была лучшей в мире.
Никто не называл эту систему лучшей кроме ее выпускников. Если уж совсем углубляться, то после абсурдных экспериментов 20х и до реформ Хрущева это вообще была калька с царской гимназической системы. А количество вообще никогда не было синонимом качества. Безграмотность была наследием Гражданской и первых лет советской власти. До революции в школах, бесплатных причем, училось до 10 млн. детей. А космос и атом в СССР делали люди, получившие царское образование или по царским методикам. "есть ли в этом смысл?" есть. Хотя бы для того, чтобы не оперировать сказками и мифами. И обьекивность тут исходит из самих методик. Любое нормально проведённое исследование, любой факт можно проверить. Научный подход называется, про который вы, к сожалению, не слышали."

Так, всё же? Советская система образования была лучшей в мире или нет?

Конечно же была. Потому что смогла В СЖАТЫЕ СРОКИ расправиться с поголовной безграмотностью.

Образование стало ДОСТУПНЫМ для каждого и БЕСПЛАТНЫМ. Вот это - наивысшее достижение, которого ни одна страна не смогла достичь.

Часто встречаю фразу о советском образовании, что это - "калька с царской гимназической системы".

А что сразу не с древнегреческих палестр и гимнасий?

Школа - это школа. Не больница и не магазин. Имеет свои отличительные узнаваемые признаки. Зачем изобретать велосипед? Смысл же не в этом.

И, пойдём дальше: а что плохого в том, чтобы лучшие методики, приёмы, подходы, технологии брать не только у дореволюционного образования, но даже и у заграничных школ? Бери, применяй, усовершенствуй, нарабатывай свои методики, лишь бы результаты были лучше.

=="Количество вообще никогда не было синонимом качества"== - да, Вы правы, никогда не было.

Но, чтобы получить "качество" нужно накапливать "количественные изменения", а для этого, изначально, это "количество" должно, как минимум, просто - БЫТЬ. То есть, именно "доступность образования" (чтобы ни один "Ломоносов" не остался за его рамками) должна обеспечить "количество", а там и "качество" заявит о себе.

Про Ваш "научный подход" я, действительно, ничего не слышала. Потому что он, скорее, антинаучный, очень субъективный, ограниченный идеологическими рамками.

Возврат к идеям построения социалистического общества.

2. "А разве невозможно ставить те самые "цели", ради которых есть желание учиться и совершенствоваться? Понятно, что новые "цели" могут разрушить тот "комфорт" для организаторов образования, который создавался за последние десятилетия. Касаемо того, "что вернуть советскую систему образования невозможно, как невозможно вернуть и сам советский строй", то стоит заметить, подходы "советского" образования успешно использовались не только в СССР или странах соцлагеря, да, и возврат к идеям построения социалистического общества тоже не выглядит таким, уж, невозможным. Зарекаться, точно, не стоит ..."

"Разве невозможно ставить те самые "цели", ради которых есть желание учиться и совершенствоваться?" - по мне, так очень легко. Раньше стремились стать "умнее и совершеннее", чтобы в "светлое будущее" попасть. Но отдалённая цель так и оказалась недостижимой.

Значит, понимая это, нужно цель сместить на "светлое настоящее", и "учиться и совершенствоваться" для его создания уже сегодня. Тогда и цель с денег перейдёт на знания.

"Понятно, что новые "цели" могут разрушить тот "комфорт" для организаторов образования" - верно. Их "комфорт", их планка "светлого будущего" уже порой достигнута. И что-то менять они не хотят. Но, чтобы оставаться на плаву, постоянно делают вид бурной деятельности, что-то всё реформируют, перереформируют...

==возврат к идеям построения социалистического общества тоже не выглядит таким, уж, невозможным== - пишете "возврат" - это уже неправильно, вперёд нужно идти. Но лучшие "идеи построения социалистического общества" нужно обсуждать (вот только негде), и стремиться применять, пока у нас государство прозвано СОЦИАЛЬНЫМ.

А чем Вам не нравится Советское образование?

3. "Что-бы что-то отвергать,надо разобраться ,а почему это надо отвергать ? А чем Вам не нравится Советское образование? Почему МНОГИЕ страны (США,государства Европы ,Китай ,Индия и т.д.)брали наших специалистов ,получивших Советское образование, к себе на работу ? Почему Многие страны (сегодня ведущие) брали на "вооружение" Совецкий опыт в образовании. Наверное если готовить грамотных потребителей ,а не созидателей (как считает советник ВВП )- ну тогда будем иметь то,что имеем. Не может быть ОБРАЗОВАНИЯ без соответствующей ИДЕОЛОГИИ,не может быть ОБРАЗОВАНИЯ без ЛЮБВИ к СВОЕЙ Родине,а не к той территории,где платят больше. Конечно ВСЁ течёт ,всё изменяется,но ведь что-то должно оставаться ...ТО хорошее,лучшее,без которого нас бы сегодня не было.... НО !!! Посмотрите кто формирует подходы к НАШЕМУ образованию-грефы,министры ,не имеющие практического отношения к ОБРАЗОВАНИЮ, посмотрите какие темы предложили в начале уч.года в "Разговоре о Важном",посмотрите на самих руководителей нашего образования....и если ВЫ Гражданин Нашего Государства задумайтесь.....кто и с чем останется после нас?"

Почему же мне не нравится советское образование? Очень даже много чего хорошего было в образовании в Советском Союзе. И многие наши "мозги утекали" за границу, получив тогда крепкое образование.

==Почему Многие страны (сегодня ведущие) брали на "вооружение" Совецкий опыт в образовании.==- вот именно, полное безобразие, когда за границей многие наши достижения используют, а мы их недооцениваем или совсем забываем. У меня есть несколько статей на эту тему.

==Наверное если готовить грамотных потребителей ,а не созидателей (как считает советник ВВП )- ну тогда будем иметь то,что имеем.== - да, это же Фурсенко предложил готовить потребителей, а не творцов-созидателей (хотя он сегодня открещивается от этой фразы. Кстати - это новая тема для статьи ).

Тут даже не в Фурсенко дело. Советская школа (да и сегодня тоже) очень увлекалась теоретическими знаниями, и в этом её определённая сила, даже перед зарубежными школами (это доказывали Олимпиады). Если же отдать приоритет практике - то и сегодня появятся созидатели. Потому что теоретические знания без пользы (без применения) оседают в голове, а потом так и улетучиваются.

==Не может быть ОБРАЗОВАНИЯ без ЛЮБВИ к СВОЕЙ Родине== - вот именно! Нужно учиться для того, чтобы улучшать жизнь своего народа, своей Родины! (собственно - это и должно лежать в основе идеологии).

==кто формирует подходы к НАШЕМУ образованию-грефы,министры ,не имеющие практического отношения к ОБРАЗОВАНИЮ,== - кстати, про Грефа нужно тоже, как и про Фурсенко поговорить.

==какие темы предложили в начале уч.года в "Разговоре о Важном"== - а вот разговорами о Важном я никак ещё не поинтересовалась, о чём там говорят, какой пропагандой занимаются?))).

==если ВЫ Гражданин Нашего Государства задумайтесь.....кто и с чем останется после нас?== - я - как раз Гражданин своей страны, и считаю, что гражданского воспитания нам не хватает. Но это - тоже тема для отдельного разговора.

Вывод: Невооруженным взглядом видно, что люди ностальгируют (или, наоборот) не по советскому образованию, они говорят о советском строе. И это, по-моему, губительный подход. Он вынуждает людей бездействовать в ожидании какого-то Героя, который придёт, всё изменит (вплоть до новой революции), образование под себя переделает, учебники перепишет.... И - заживём!

До следующего Героя...

А ведь для начала нужно просто ответить для себя на вопрос: Вы - за качественное образование для всего нашего народа, или Вы - за качественное образование для некоторой части народа (остальным - по минимуму)?

А потом можно начинать и о чём-то бОльшем говорить.

#СССР #советское образование #Советский Союз #териябольшоговзрыва #качествообразования #учёные

-2