А ну-ка, выворачивайте карманы, психологи! Живо, живо! Показываете, что там у вас! Ну ладно, карманы - слишком интимно. Выворачивайте сумки! Вы в шоке? Рекомендацию рассказывать о материальном пространстве вокруг эксперта предлагают многие коучи, специалисты по ведению блогов.
Уже много лет то там, то сям читаю стопятьсотый повтор «опишите, что на вашем рабочем столе», «расскажите, что у вас в сумочке». Как эксперт, который работает в полевом подходе и ставит в центр внимания личную энергию автора, я считаю эту рекомендацию бессмысленной.
Одна из психологов сайта В.17, Елена Вячеславовна Дюкарева, провела удивительный эксперимент и применила эту рекомендацию в своём блоге. Я получила одобрение автора на разбор публикации и хочу вам рассказать, почему не двигается энергия в таких текстах. Прилагаю текст с небольшим сокращением. Возникла необходимость соблюдения правил сайта. Полную версию текста Елены Вячеславовны можно прочитать в посте «Что лежит в сумочке психолога».
Что в сумочке психолога?
«Прочитала, что рассказ про свою сумочку как-то негативно влияет на клиентуру психолога. Проверяю! Итак, сумочка... Не, рюкзак. Из шкуры молодого дермантина, чтобы в любую погоду внутри всё оставалось сухим. Многокарманчатый для удобства. Рюкзак удобен, не надо задумываться, как аккуратнее всё уместить, бросила - и вперёд.
Что у меня лежит в рюкзаке? Лежат солнечные очки, лежат очки с простыми стёклами, на случай погоды пасмурной, но пыльной. И ещё от насекомых, которые очень редко, но норовят влететь в глаз. Очки защищают! Ещё лежат очки для чтения.
Лежит селфи-палка, полтора года назад я сделала несколько десятков снимков, вполне удачных.
Лежит блокнот для рисования и пенал с рисовальными принадлежностями. А вдруг мне захочется порисовать?
Ещё мелочь: ключи, смартфон, кошелёк, всякая гигиена. Вроде, всё».
Хвалебная ода автору
Несмотря на то, что описания вещей психолога мне кажутся бессмысленными, пост Елены Вячеславовны, с моей точки зрения как филолога, журналиста и писателя, всё-таки удался!
Во-первых, у него ясный и точный заголовок. Возможно, я бы внесла уточнение. «Что в сумочке у психолога? Творческий эксперимент в блоге». Так идея, цель и задача поста становятся более чёткими. Но и без уточнения заголовок рабочий.
Во-вторых, текст прекрасно структурирован. В нём каждый абзац описывает одну важную часть содержимого сумочки.
В-третьих, есть понятный логический принцип описания: автор называет предмет и объясняет, для чего или почему он так важен. Именно в этой части текста прорисовывается личность автора.
В-четвёртых, в посте есть место шутке, а шутка – элемент живой выразительной речи. «Шкура молодого дермантина» очень оживляет текст! В литературоведении этот приём называется «ирония».
В предыдущих публикациях я писала о том, что для трансляции энергии в тексте структура очень важна. Она создаёт ритм – как пульс, как вдох и выдох. Ритм делает текст живым. Но одного ритма мало. Расскажу, что можно привнести в этот прекрасный пост, чтобы сделать его ещё более живым.
Что лучше убрать, и что можно добавить в описание, чтобы наполнить текст энергией
Описательные тексты – небольшой резервуар для наполнения энергией. Почему в них мало места для работы с полем? Потому что описание на основе систематизации сближает текст в блоге с научной статьёй.
Из-за влияния научного стиля, который слабо связывается с рассказом про сумочку, в тексте возникли канцеляризмы, неуместные в живой речи: «негативно влияет», «клинтура психолога», «итак». Тяжеловесно и наукообразно выглядит слово «многокарманчатый». Если произносить его вслух, лично у меня язык сопротивляется. Если бы я редактировала этот текст, я бы рекомендовала удалить или заменить канцелярскую лексику.
Что можно добавить для энергии? Начну с создания раппорта, с договора об определениях. В моём понимании энергия – жизненная сила, то, что отличает текст нейросети от текста человека. Энергия – то, что отличает живое от мёртвого. В русском языке есть важное слово, ключ к пониманию энергии - «переживание». Переживание – это действие, означающее бытие в процессе жизни. Переживание – это когда человек живёт в моменте «здесь и сейчас», а потом момент проходит, переживание заканчивается, начинается новый момент и новое переживание. Жизнь – цепь переживаний. Смерть – завершение процесса переживаний. В современном языке под словом «переживания» понимают «чувства и эмоции».
Тогда что можно добавить к сухому тексту, чтобы сделать его живым? Добавить переживаний!
Языковые приёмы, которые отражают переживания
В литературоведении описано огромное число разных приёмов. Психологам вовсе не нужно быть филологами, чтобы знать все эти тонкости. Но базовые знания важны, потому что без них сложно по наитию соткать живое полотно текста.
Перечислю самые простые приёмы, которые многие психологи наверняка помнят со школы.
Вот художественные приёмы, которые называются «тропы»: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, аллегория, ирония, гипербола, гротеск, каламбур, аллюзия, реминисценция.
Есть ещё «фигуры речи»: риторический вопрос, риторическое восклицание, обращение, антитеза, оксюморон.
Обо всём этом я готова рассказать больше и показать примеры в текстах, если вам будет интересно. А пока предлагаю вариант текста про свою сумочку.
Что в сумочке у Лизы Питеркиной
Прочитала, что рассказ о содержимом сумочки может украсить блог эксперта и привлечь потенциальных клиентов. Да ладно! Вы серьёзно? Лично у меня эта рекомендация вызывает удивление и недоумение!
Обожаю битвы в террариуме единомышленников. С любовным неистовством ищу шанс оспорить догму по принципу Бабы Яги, которая всегда против. На правах эксперта по ведению блогов расскажу, что я скрываю в недрах своего рюкзака. Надеюсь, блогеры не разбегутся, роняя тапки.
Барабанная дробь! Запускаю руку в тёмные глубины и нащупываю там что-то твёрдое, слегка шероховатое, сантиметров 20 в длину и 3 в диаметре. Оно удобно ложится в руку и вызывает пугающее возбуждение. Учитывая моё прошлое автора телепрограммы «Интимные подробности», нетрудно догадаться. Конечно, это селфи-палка!
Снимать всегда, снимать везде, до дней последних донца! Чего я только с себя ни снимала перед камерой! Но выберут ли меня клиенты за то, что я иду к ним с палкой в рюкзаке? Большой вопрос...
Литературные приёмы, которые я использовала
Я решила построить описание на иронии. Кроме иронии, которая проходит через весь текст, я использовала следующие тропы и фигуры. Некоторые из них – сова, натянутая на глобус, зато наглядно. Кстати, «натянуть сову на глобус» – мем. Мемы пока не вошли в список академических литературных приёмов, но, думаю, всё впереди. Они отлично оживляют текст!
Восклицание: «Да ладно!» «Конечно, это селфи-палка!»
Риторический вопрос: «Вы серьёзно?» «Но выберут ли меня клиенты за то, что я иду к ним с палкой в рюкзаке?»
Оксюморон: «любовное неистовство», «пугающее возбуждение»
Реминисценция на стихи Маяковского: «Снимать всегда, снимать везде...»
Аллюзия на мультфильм «Баба Яга против»: «оспорить по принципу Бабы Яги, которая всегда против.
Метафора: «недра рюкзака»
Резюме
Описания вещей дают очень мало пространства для использования богатства литературных приёмов и выражения сильных чувств. А значит, это не та тема, которая поможет автору текста развернуть свою энергию в полный рост. Возможно, кого-то на самом деле возбуждают селфи-палки. Лично мне абсолютно сиренево, какие палки в сумке у моего психолога. Важнее то, что у него в душе.