Чтобы передвигаться по Бали, мы, как и большинство отдыхающих, решили арендовать байк. Недорогой и практичный.
На самом деле, на мой взгляд, без транспорта там делать нечего. Ездить везде на такси это абсурд - обойдется в десятки тысяч рублей в месяц. Расстояния там довольно большие, поэтому пешком ходить тоже не вариант.
Раньше можно было арендовать на месяц за 800-900к рупий, сейчас цены стали повыше. Большинство предлагают самые простые, маленькие и не новые скутеры на 1,5млн (100$) в месяц. Самое забавное, что многие наши соотечественники даже не пытаются торговаться, тем самым разгоняя цены. Откуда я это знаю? Я знаю, по какой цене они арендуют, и даже видел договоры аренды.
После прогулки по Куте и опроса нескольких арендодателей/работников мы нашли этот магазинчик:
Хозяин, немолодой балиец, показал нам несколько скутеров. Я нацеливался на Honda Vario или Yamaha Gear, т.к. переплачивать в 2-2,5 раза за чуть более комфортный Honda PCX ("Печеньку") или Yamaha N-Max смысла не вижу.
Цель была арендовать не более чем за 1 млн рупий в месяц. Это цену я и назвал.
Хозяин предложил почти новый байк за 1.2млн рупий.
Вот этот:
Я настаиваю на цене в 1млн. Повторюсь, в остальных местах предлагают за 1,5млн и уступить готовы максимум 100-200к.
Он называет 1,2млн снова и тоже стоит на своем.
Мы торговались минут 15. Я предложил максимум 1.1млн. Он не соглашается. В какой-то момент он упомянул про срок аренды, что вот типа оплачиваю на месяц...
Я говорю:
А если я сразу за 2 заплачу 2,2млн?
Он задумался... Потом говорит: 2,3млн за 2мес.
Я говорю : 2.2 =)
Через пару минут он достает договор (молча) и заполняет его.
Я внимательно наблюдаю.
В графе "стоимость" он прописывает: 2.3млн.
Я говорю: ненене, вы молча начали заполнять, значит, согласились с моими условиями)) Он исправляет на 2.2млн. Ну, пойдет.
Кстати, я арендовал без залога. Без денежного и тем более без паспорта/прав (их, кстати, у меня нет. Ну то есть только на машину, и то я их с собой не брал).
Если у вас просят залог (тем более паспорт), то лучше проходить мимо. Залог просит мало кто, это не распространено на Бали!
В целом, вышло 1.1млн в месяц. Неплохая цена. Через месяц мы пытались найти для товарища (с которым праздновали НГ) байк такого же класса, и ниже 1,5млн никто отдавать не хотел. В итоге, через несколько дней он с трудом нашел за 1,3млн, при условии оплаты тоже за 2 месяца.
И да, любой транспорт сразу нужно отфотать. Все коцки/царапины и т.д. Придираться большинство не будет, но мало ли...
Кстати, дорожное движение там очень сложное.
У меня, например, не возникает сложностей при переходе с правостороннего на левостороннее, но дело не только в этом.
Огромная плотность трафика и мизерная дистанция между ТС. В моем городе в России дорожное движение считается одним из самых сложных в стране, но здесь оно гораздо сложнее. Индонезийцы в целом водят хорошо, но тоже, бывает, косячат. Могут вылететь на дорогу из переулка и т.д. Так что стоит быть осторожным.
Вообще, ПДД так таковых в реальной жизни там не существует.
Правило только одно:
- Не совершай резких движений и не заставляй других совершать резкие движения
И его нужно беспрекословно соблюдать.
"Помеха слева/помеха справа" там не работает.
Если моргают фарами - ни в коем случае не двигайтесь. Это означает, что не пропустят.
Вообще пропускать у них не принято. Стоять приходится столько, сколько приходится.
Надо сказать, что мне их дорожное движение понятно, т.к. в России я вожу по тем же принципам. Но тем, кто привык ездить по ПДД, вероятно, будет сложно.
О местных правах: называются они SIM (Surat Izin Mengemudi). Если у вас их нет (а у вас, скорее всего, их нет), то не проблема. При аренде их никто не спрашивает. Полиция тоже туристов не кошмарит. По крайней мере, ранее не кошмарила. Хотя я слышал, что в марте 2023г ужесточили правила для туристов, но прокомментировать пока не могу, т.к. сейчас нахожусь в России.
Шлем стоит купить - это обязательно! Причем с "забралом".
Во-первых, его важность нельзя преувеличивать: даже есть вы не ушатываетесь где-то, то есть риск получить камнем от проезжающей машины в голову. И это не из разряда каких-то гипотетических маловероятных ситуаций "а вот что, если...".
Это реальная ситуация! Лично мне камень размеров в 2-3-4см прилетал в шлем. Причем я ехал без опущенного забрала, и камень вылетел с достаточно большой скоростью из-под едущей впереди машины (самое интересное, что она ехала медленно) и лупанул вскольз по шлему. Даже если камень недостаточно большой, чтобы нанести травму, то он может вызвать дезориентацию (от неожиданности) с последующим падением/столкновением с препятствием.
Не говоря о том, что без шлема больше вероятность быть остановленными полицией.
Вот, в целом, примерно так.