Что пугает нас больше всего - что-то из космоса, существа из ада, потеря близких, насилие и тоталитаризм? Список по-настоящему страшных фильмов.
Страх перед инопланетянами - Спутник (2020)
Фильм "Спутник", выпущенный в 2020 году режиссером Егором Абраменко на студии Sony Pictures, вращается вокруг инопланетной угрозы. В год пандемии в фильме рассказывается история советского космического корабля, который возвращается на Землю в 1983 году, причем экипаж хранит в тайне загадочную трагедию, в результате которой погиб один из членов экипажа. Выжившего космонавта обвиняют в том, что он стал причиной инцидента, и заключают в строго засекреченную зону под контролем КГБ. По мере развития событий выясняется, что он привез на Землю неопознанную форму жизни.
Страх тоталитаризма - Дорогие товарищи! (2020)
В основе фильма Андрея Кончаловского лежит реальная трагедия - Новочеркасская резня, произошедшая в 1962 году. Советская армия и КГБ жестоко пресекли забастовку рабочих против роста цен, без разбора расстреляв многих из них. Затем власти попытались скрыть реальное число жертв, введя цензуру и установив контрольно-пропускные пункты по всему городу. Этот фильм рассказывает об одном из самых печальных событий в советской истории и включает в себя жуткие свидетельства из первых рук людей, ставших очевидцами массовых убийств.
Страх перед нежитью - трилогия о Гоголе
Вий, существо из древней славянской легенды, известен тем, что спустился в наш мир из ада. Это демоническое существо обладает гигантскими веками, свисающими до земли, которые можно открыть только с чьей-то помощью. Однако взгляд в его глаза может привести к невообразимым последствиям.
Трилогия "Начало/Вий/Ужасная месть" - это современная адаптация одной из самых леденящих душу книг в русской литературе, основанная на страшной повести Гоголя.
Страх потери друзей - Убрать из друзей (2015)
Блэр, ученица средней школы, общается со своими одноклассниками по Skype, изредка заглядывая на свою страницу в Facebook. Ни с того ни с сего она получает сообщение от своей умершей подруги Лоры, которая скончалась год назад. Предположив, что ее аккаунт был взломан, Блэр удаляет Лору из друзей, но странные вещи продолжают происходить. Лора или кто-то, выдающий себя за нее, продолжает появляться в Facebook и Skype, не давая Блэр возможности отключиться или скрыться от нее.
Фильм Тимура Бекмамбетова о виртуальной мести из потустороннего мира обеспечивает захватывающее зрелище, которое может соперничать с лучшими фильмами в жанре мокьюментари, такими как "Паранормальное явление". Но в отличие от призраков или неживых существ, которые пугают вас прыжками, напряженность фильма обусловлена тем, что люди смотрят в веб-камеры, не зная, что произойдет дальше. Это тревожное ощущение усиливает воздействие фильма, поскольку в нем нет никаких утешительных сказок, только чувство неуверенности и страха.
Страх каннибализма - Шоппинг-тур (2013)
Малобюджетный фильм Михаила Брашинского, на который было потрачено всего 70 000 долларов, является одним из самых ранних примеров жанра "found footage" в российском кино. Реализм настолько убедителен, что кажется, будто смотришь истории своих друзей в социальных сетях, но с тревожным оттенком. Сюжет вращается вокруг якобы древней финской традиции, согласно которой каждый финн должен съесть иностранца во время летнего солнцестояния, и этот день настал. "Готовы мы или нет, но мы идем. Ням-ням!" - говорят персонажи, создавая тревожную и страшную историю.
Страх потери близких - Жить (2011)
Этот фильм рассказывает о душераздирающем путешествии трех человек, которые вынуждены противостоять смерти своих близких, исследуя одну из самых страшных сторон жизни. Режиссер Василий Сигарев не чурается смелых художественных приемов и углубляется в социально табуированную тему смерти в России, в результате чего получился фильм одновременно и мужественный, и болезненный, и леденящий кровь. Некоторые критики обвиняют его в чрезмерном увлечении некрореализмом, но непоколебимый подход Сигарева только усиливает эмоциональное воздействие фильма.
Страх заката эры Советов - Груз 200 (2007)
Во время советско-афганской войны 1984 года перевозка погибших солдат называлась в военном кодексе "Груз 200". Одноименный фильм режиссера Алексея Балабанова - это жуткое изображение разложения общества того периода, жестокости милиции и насильственных преступлений. Балабанов использует перевозку тела как метафору распада Советского Союза. Непринужденное изображение ужасов эпохи, включая безнадежность и жестокость, вызвало столько споров, что некоторые актеры отказались от своих ролей во время съемок. Тем не менее, "Груз 200" получил признание критиков, был удостоен премии Российской гильдии кинокритиков и представлен на Венецианском кинофестивале. Балабанов объяснил, что он ничего не выдумывал в фильме и что его цель - раскрыть правду о той эпохе.
Страх ядреной катастрофы - Письма мертвого человека (1986)
Юридически и фактически фильм был снять во времена СССР, но лучшего примера на данную тематику не найти.
После ядерной войны лауреат Нобелевской премии Ларсен ищет убежище в подвале исторического музея вместе со своими коллегами по работе. Отрезанные от мира, они по-своему справляются с разрушительным эффектом самоуничтожения человечества. В поисках ответа на вопрос, как человечество может привести к собственной гибели, Ларсен выводит математическую формулу и приходит к парадоксальному выводу.
Фильм Константина Лопушанского вышел на экраны в апреле 1986 года, в период после Чернобыльской катастрофы. Критикуемый за жестокое изображение последствий ядерной войны, писатель Аркадий Стругацкий оценил фильм как "умную и проницательную драму о том, как современные люди борются с ситуацией, которая должна быть вычеркнута из истории любой ценой".