Михаил Хазин в передаче Экономика по-русски высказался по следующему вопросу.
Знаете, я в 1996-м году был ответственным секретарем правительственной комиссии по восстановлению сбережений граждан, утраченных в результате реформ Гайдара. И мы там придумали план, как их восстановить.
То есть мы решили создать большую акционерную компанию, акционерами которой являются все держатели утраченных сбережений, в Сбербанке и Госстрахе.
Накачивать эту компанию в течение 10 лет эмиссионными деньгами, чтобы она занималась инвестициями в реальный сектор, и, соответственно, по мере увеличения капитализации этой компании разрешить гражданам этими акциями торговать, получать дивидендный доход и так далее.
Поскольку я был начальником департамента кредитной политики Министерства экономики, то нам тут же стали кричать, что это эмиссия, это инфляция, туда-сюда.
Тогда мы посчитали, насколько увеличивается сфера оборота рубля в результате такого плана, и выяснилось, что ещё придётся примерно 60% эмитировать сверх для того, чтобы обеспечить оборот этих рублей по новым сферам.
То есть, иными словами, все эти рассуждения о том, что эмиссия вызывает инфляцию и так далее, они работают только в том случае, если вы считаете, что у вас сфера оборота фиксирована, и что скорость обращения денег фиксирована (кстати, что это такое - никто не знает и считать этого никто не умеет, а увеличивать сферу оборота валют очень легко).
И, собственно, если мы посмотрим на Соединённые Штаты Америки после Бреттон-Вудcа, там до 1970-х годов, то мы увидим, что они довольно много печатали денег, но эти деньги не вызывали инфляцию внутри США, потому что росла сфера оборота доллара за пределами Соединённых Штатов.
Алексей Бобровский:
Да, потому что хорошая есть оффшорка. И понятие “евродоллар” оно экономистам очень хорошо известно, и это не кросс-курс, это не пара евро-доллар. Это евродоллары, то есть те доллары, которые ходили в Европе. И эти бедолаги, в частности Де Голль, собственно, и страдали: а можно мне обратно золото по вашему правилу обмена?
Михаил Хазин:
На самом деле там есть ещё одна тонкость. Дело в том, что с точки зрения у нас, очень большую долю внутреннего оборота составляет доллар. Да, меньше, чем это было в конце 90-х, но тем не менее.
Теоретически вытесняя этот доллар, мы бы под вытеснение доллара тоже должны печатать рубли. Так что у нас достаточно много возможностей.
У нас, кстати, внутри денежной массы полностью отсутствует инвестиционная составляющая. Абсолютно. У нас инвестиции только бюджетные, а частных практически нет. И быть не может, потому что они экономически не рентабельны.
Читать в продолжение темы: