Найти тему

"Мне сверху видно все": не пропустите отличный российский блокбастер "Мира"

"- Это плохо.

- Почему?

- Да потому что когда говорят, что опасности не представляет, это значит что прямо по нам и шибанет," - с этой универсальной формулы российского бытия начинается фильм "МИРА".

Картина вышла в прокат в декабре 2022 года и, к сожалению, не привлекла к себе особого внимания - большой экран захватил "Чебурашка". А жаль - режиссеру Дмитрию Киселеву удалось снять отличный фильм-катастрофу, вполне сопоставимый с лучшими голливудскими блокбастерами.

Фотография www.kinopoisk.ru
Фотография www.kinopoisk.ru

"Мир-А" - это космическая станция, на которой работает Валерий Арабов (Анатолий Белый, признан иноагентом). В обязанности бортинженера входит поддержание контакта с искусственным интеллектом космического корабля - "Мирой". Валерий, рискуя нарваться на серьезные неприятности, перенаправляет мощь ИИ на слежку за своей дочерью Лерой (Вероника Устимова). Для него это единственный способ быть рядом: после трагичного случая, разрушившего семью космонавта, общение отца с дочерью почти прекратилось.

Фотография www.kinopoisk.ru
Фотография www.kinopoisk.ru

Все меняется, когда на Землю обрушивается метеоритный дождь: под ударом находится огромная территория - от Австралии до Дальнего Востока, и одна из точек надвигающейся катастрофы - город Владивосток, в котором живет пятнадцатилетняя Лера с мамой (Дарья Мороз), отчимом (Максим Лагашкин) и сводным братом Егоркой (Александр Петров).

Фотография www.kinopoisk.ru
Фотография www.kinopoisk.ru

Смертельная опасность грозит и космической станции: "Мир-а" оказывается на пути метеорного потока и получает повреждения, несовместимые с дальнейшим существованием. ЦУП (Центр Управления Полетами) настаивает на немедленной эвакуации бортинженера, но именно сейчас его помощь как никогда нужна дочери.

Фотография www.kinopoisk.ru
Фотография www.kinopoisk.ru

"Мира" - один из тех немногих фильмов, который не просто не обманывает ожидания, а стократно их окупает, оказывается лучше пересказа. Напряженный, динамичный, сделанный на высоком профессиональном уровне - от картинки на экране сложно оторвать взгляд, но что гораздо важнее, к происходящему прикипаешь сердцем, искренне сочувствуешь и главным, и второстепенным героям.

Фотография www.kinopoisk.ru
Фотография www.kinopoisk.ru

Однако хороший обзор - это не только восторги, но и хотя бы небольшая ложка дегтя. Не обойдется без нее и на этот раз. Спецэффекты, операторская работа, монтаж в фильме просто невероятны. Чего, к сожалению, не могу сказать о сценарии.

Тимофею Декину, Екатерине Мавроматис, Сергею Калужанову и Нареку Мартиросяну удалось создать отличную историю - захватывающую и человечную, но вместе с тем в ней столько логических несостыковок и неоднозначных посылов, что на них невозможно не обратить внимание при всех достоинствах фильма.

Не буду перечислять все, чтобы не спойлерить, остановлюсь на самом, наверное, бросающемся в глаза моменте: по сюжету один из метеоритов попадает в танкер с нефтью (напомню, что Владивосток - крупнейший город-порт Приморского края). Первым взрывом разметало команду судна и спасателей и отрубило электронику. Если огонь доберется до основного резервуара, взрывом снесет половину города. Отрезать дорогу огню можно только вручную.

Фотография www.kinopoisk.ru
Фотография www.kinopoisk.ru

На всем побережье не находится никого, кроме двух подростков - Леры и ее друга Михаила, кто мог бы остановить огонь. При этом камера упорно показывает и спасателей, и военных прямо здесь же, в лагере МЧС, разбитом в двух шагах от героев. Но объяснять взрослым, что происходит, слишком долго, да и никто из них не поверит в новую угрозу. Это была вольная цитата из разговора космонавта Валерия Арабова с дочерью.

Как могут не поверить - не понятно. Видимо, первым взрывом повредило не только танкер, но и мозги у всех оставшихся на берегу, потому что взрыв, во-первых, не самое тихое событие и не мог пройти незамеченным, а во-вторых, на судне пострадали люди, чьи действия координировали в лагере, а значит, там должны быть в курсе происходящего.

Ну, да ладно, идем дальше. Ни один, ни другой из ребят никогда не были на танкере, однако сразу же понимают, куда им идти и что нужно делать. Потому что там - снова цитирую - все подписано. К счастью, к героям вовремя присоединяется отец Леры и начинает их направлять. Видимо, бортинженеры - это такие универсальные люди, которые и космическим кораблем могут легко рулить, и на нефтяном танкере сходу разобраться - делов-то после космических станций!

В результате эпичной борьбы с огнем город спасен. Оказалось, нужно было просто закрутить правильный вентиль. Всего один. Быстро. Больше разговоров и психологической борьбы с самим собой. Для продуманного сценария и его главной кульминационной сцены возникает слишком много вопросов - видимо, риторических, как подсказывает героическому бортинженеру искусственный интеллект Мира.

Фото Яндекс.Картинки
Фото Яндекс.Картинки

Странное дело: при том, что логика (а также физика с ее законами гравитации и пр.) в фильме прихрамывает, в "Мире" четко проработана другая логика - художественная. В картине досконально продумано смысловое поле и связанные с ним символы. Иногда даже чересчур. Так, психологическая травма у Леры возникла из-за пожара, и пугающие образы огненной стихии преследуют героиню повсюду: файер на соревновании по бегу, из-за которого оно будет проиграно, бенгальский огонь на дне рождения у младшего брата, огненный дождь из метеоритов, заключительное сражение с огнем на пылающем танкере...

Что именно мне не нравится в этой цепочке: слишком очевидное, простое решение. Главная героиня страдает от пирофобии не потому, что создателям интересна ее история, а потому, что героиня должна преодолеть свою боязнь и выйти победительницей из решающей схватки, связанной с огнем. Это развитие сюжета от противного, от следствия - к причине. С одной стороны, логично: все сделано так, как учат в сценарных мастерских, ни больше, ни меньше. С другой стороны, такое решение не вызывает восторга, потому что оно на грани с примитивным, и зритель не может этого не чувствовать.

Фотография www.kinopoisk.ru
Фотография www.kinopoisk.ru

Но в фильме есть и другие смысловые бумеранги - удачные: например, образ ловушки. Восьмилетняя Лера оказывается заперта в лифте, в котором загорается проводка. Спустя шесть лет ее сводный брат также оказывается заперт: он уходит с уроков, чтобы заснять падающую звезду из недостроенной высотки, и теперь не может выбраться из бетонной клетки без посторонней помощи. Космическая станция, по сути, тоже западня, железная клетка для Валерия Арабова, как и пылающий танкер или разрушенный город для жителей. Но герои фильма, благодаря помощи друг друга, преодолевают все препятствия и находят выход из страшных ловушек. С этой точки зрения, кстати, я не согласна с финалом, хоть с ним и связан ещё один красивый символичный жест: герой Анатолия Белого (признан иноагентом) надевает солнцезащитные очки на фоне входящей в плотные слои атмосферы космической станции. Как говорит Михаил, товарищ Леры по несчастью: «Батя у тебя крутой вообще. Но семейка дикая.»

Фотография www.kinopoisk.ru
Фотография www.kinopoisk.ru

Из недостатков отмечу также неудачный выбор актеров на главные роли, особенно на роль Леры. Удивительное дело: кастинг на любую роль второго плана - точное попадание в цель. За исключением, пожалуй, руководителя ЦУП - чересчур нервного для такой должности (Андрей Смоляков), и какого- то слишком лощёного, Кено-подобного командира экипажа (Кирилл Зайцев). Так и ждешь, что сейчас из глубин космической станции выплывет в серебристом скафандре Юлия Пересильд кукла Барби.

Фотография www.kinopoisk.ru
Фотография www.kinopoisk.ru

Зато остальные, включая нелюбимую в народе Дарью Мороз, выглядят очень достойно - что ни роль, то шедевр. Особенно хотелось бы выделить самого юного актера, Александра Петрова, сыгравшего роль сводного брата главной героини. Такими темпами мальчик скоро догонит, а то и перегонит своего полного тезку! Даже кошка Муся в роли кошки Муси - настоящая звезда. Хозяева Муськи (Татьяна Догилева и Владимир Симонов), метеоролог Геннадий (Игорь Хрипунов), спасатель с поисковой овчаркой (Антон Богданов) - отыграли свои небольшие роли талантливо и ярко.

На их фоне Вероника Устимова, мягко говоря, выглядит беспомощно. Жаль, потому что у актрисы прекрасные внешние данные. Надеюсь, со временем проявится и талант. Или не проявится, что было бы печально.

Фотография www.kinopoisk.ru
Фотография www.kinopoisk.ru

Отдельно выскажусь об игре Анатолия Белого (признан иноагентом). Артист хорошо справляется с ролью в штатном режиме, но в кульминационные моменты не дотягивает. Учитывая, что жанр фильма-катастрофы предполагает чередование все более драматичных и напряженных сцен, выводы будут не в пользу артиста.

Фотография www.kinopoisk.ru
Фотография www.kinopoisk.ru

И последнее. По сюжету космонавт следит за дочерью при помощи искусственного интеллекта космического корабля. Оставлю в стороне очередную логическую неувязку: бортмеханик, чьи действия полностью должны контролироваться ЦУП, шесть лет злоупотребляет служебным положением, а до командира корабля эта новость доходит только сейчас.

Для меня проблема в другом - в самой слежке. Это как бы нехорошо и, что уж говорить, пугающе. Однако нравственная сторона вопроса остается без ответа. Куда важнее роль ИИ для сюжета, поэтому слежка в «Мире» не порицается. На мой взгляд, Валерий вполне мог бы подключить Миру в критической ситуации - не раньше, и тогда бы и сюжет не пострадал, и моральных терзаний не возникало. Конечно, картинка выхода Леры и Егора из смога из пыли и пепла по указателям, оставленным отцом, была красивой. Вспыхивающие стрелки на светофорах, гирлянды на ремонтных ограждениях, качающиеся лошадки-карусели и т.д. - в прямом и переносном смысле подсветили одну из самых запоминающихся сцен в фильме. Но присутствие Большого Брата в жизни героини на протяжении долгих лет - ну, такое...

Фотография www.kinopoisk.ru
Фотография www.kinopoisk.ru

Тем не менее еще раз повторю - это очень крутое кино, и я всячески рекомендую его посмотреть!

Смотрели, будете? Напишите, пожалуйста, в комментариях и не забудьте подписаться - так мы не потеряемся!