"- Это плохо.
- Почему?
- Да потому что когда говорят, что опасности не представляет, это значит что прямо по нам и шибанет," - с этой универсальной формулы российского бытия начинается фильм "МИРА".
Картина вышла в прокат в декабре 2022 года и, к сожалению, не привлекла к себе особого внимания - большой экран захватил "Чебурашка". А жаль - режиссеру Дмитрию Киселеву удалось снять отличный фильм-катастрофу, вполне сопоставимый с лучшими голливудскими блокбастерами.
"Мир-А" - это космическая станция, на которой работает Валерий Арабов (Анатолий Белый, признан иноагентом). В обязанности бортинженера входит поддержание контакта с искусственным интеллектом космического корабля - "Мирой". Валерий, рискуя нарваться на серьезные неприятности, перенаправляет мощь ИИ на слежку за своей дочерью Лерой (Вероника Устимова). Для него это единственный способ быть рядом: после трагичного случая, разрушившего семью космонавта, общение отца с дочерью почти прекратилось.
Все меняется, когда на Землю обрушивается метеоритный дождь: под ударом находится огромная территория - от Австралии до Дальнего Востока, и одна из точек надвигающейся катастрофы - город Владивосток, в котором живет пятнадцатилетняя Лера с мамой (Дарья Мороз), отчимом (Максим Лагашкин) и сводным братом Егоркой (Александр Петров).
Смертельная опасность грозит и космической станции: "Мир-а" оказывается на пути метеорного потока и получает повреждения, несовместимые с дальнейшим существованием. ЦУП (Центр Управления Полетами) настаивает на немедленной эвакуации бортинженера, но именно сейчас его помощь как никогда нужна дочери.
"Мира" - один из тех немногих фильмов, который не просто не обманывает ожидания, а стократно их окупает, оказывается лучше пересказа. Напряженный, динамичный, сделанный на высоком профессиональном уровне - от картинки на экране сложно оторвать взгляд, но что гораздо важнее, к происходящему прикипаешь сердцем, искренне сочувствуешь и главным, и второстепенным героям.
Однако хороший обзор - это не только восторги, но и хотя бы небольшая ложка дегтя. Не обойдется без нее и на этот раз. Спецэффекты, операторская работа, монтаж в фильме просто невероятны. Чего, к сожалению, не могу сказать о сценарии.
Тимофею Декину, Екатерине Мавроматис, Сергею Калужанову и Нареку Мартиросяну удалось создать отличную историю - захватывающую и человечную, но вместе с тем в ней столько логических несостыковок и неоднозначных посылов, что на них невозможно не обратить внимание при всех достоинствах фильма.
Не буду перечислять все, чтобы не спойлерить, остановлюсь на самом, наверное, бросающемся в глаза моменте: по сюжету один из метеоритов попадает в танкер с нефтью (напомню, что Владивосток - крупнейший город-порт Приморского края). Первым взрывом разметало команду судна и спасателей и отрубило электронику. Если огонь доберется до основного резервуара, взрывом снесет половину города. Отрезать дорогу огню можно только вручную.
На всем побережье не находится никого, кроме двух подростков - Леры и ее друга Михаила, кто мог бы остановить огонь. При этом камера упорно показывает и спасателей, и военных прямо здесь же, в лагере МЧС, разбитом в двух шагах от героев. Но объяснять взрослым, что происходит, слишком долго, да и никто из них не поверит в новую угрозу. Это была вольная цитата из разговора космонавта Валерия Арабова с дочерью.
Как могут не поверить - не понятно. Видимо, первым взрывом повредило не только танкер, но и мозги у всех оставшихся на берегу, потому что взрыв, во-первых, не самое тихое событие и не мог пройти незамеченным, а во-вторых, на судне пострадали люди, чьи действия координировали в лагере, а значит, там должны быть в курсе происходящего.
Ну, да ладно, идем дальше. Ни один, ни другой из ребят никогда не были на танкере, однако сразу же понимают, куда им идти и что нужно делать. Потому что там - снова цитирую - все подписано. К счастью, к героям вовремя присоединяется отец Леры и начинает их направлять. Видимо, бортинженеры - это такие универсальные люди, которые и космическим кораблем могут легко рулить, и на нефтяном танкере сходу разобраться - делов-то после космических станций!
В результате эпичной борьбы с огнем город спасен. Оказалось, нужно было просто закрутить правильный вентиль. Всего один. Быстро. Больше разговоров и психологической борьбы с самим собой. Для продуманного сценария и его главной кульминационной сцены возникает слишком много вопросов - видимо, риторических, как подсказывает героическому бортинженеру искусственный интеллект Мира.
Странное дело: при том, что логика (а также физика с ее законами гравитации и пр.) в фильме прихрамывает, в "Мире" четко проработана другая логика - художественная. В картине досконально продумано смысловое поле и связанные с ним символы. Иногда даже чересчур. Так, психологическая травма у Леры возникла из-за пожара, и пугающие образы огненной стихии преследуют героиню повсюду: файер на соревновании по бегу, из-за которого оно будет проиграно, бенгальский огонь на дне рождения у младшего брата, огненный дождь из метеоритов, заключительное сражение с огнем на пылающем танкере...
Что именно мне не нравится в этой цепочке: слишком очевидное, простое решение. Главная героиня страдает от пирофобии не потому, что создателям интересна ее история, а потому, что героиня должна преодолеть свою боязнь и выйти победительницей из решающей схватки, связанной с огнем. Это развитие сюжета от противного, от следствия - к причине. С одной стороны, логично: все сделано так, как учат в сценарных мастерских, ни больше, ни меньше. С другой стороны, такое решение не вызывает восторга, потому что оно на грани с примитивным, и зритель не может этого не чувствовать.
Но в фильме есть и другие смысловые бумеранги - удачные: например, образ ловушки. Восьмилетняя Лера оказывается заперта в лифте, в котором загорается проводка. Спустя шесть лет ее сводный брат также оказывается заперт: он уходит с уроков, чтобы заснять падающую звезду из недостроенной высотки, и теперь не может выбраться из бетонной клетки без посторонней помощи. Космическая станция, по сути, тоже западня, железная клетка для Валерия Арабова, как и пылающий танкер или разрушенный город для жителей. Но герои фильма, благодаря помощи друг друга, преодолевают все препятствия и находят выход из страшных ловушек. С этой точки зрения, кстати, я не согласна с финалом, хоть с ним и связан ещё один красивый символичный жест: герой Анатолия Белого (признан иноагентом) надевает солнцезащитные очки на фоне входящей в плотные слои атмосферы космической станции. Как говорит Михаил, товарищ Леры по несчастью: «Батя у тебя крутой вообще. Но семейка дикая.»
Из недостатков отмечу также неудачный выбор актеров на главные роли, особенно на роль Леры. Удивительное дело: кастинг на любую роль второго плана - точное попадание в цель. За исключением, пожалуй, руководителя ЦУП - чересчур нервного для такой должности (Андрей Смоляков), и какого- то слишком лощёного, Кено-подобного командира экипажа (Кирилл Зайцев). Так и ждешь, что сейчас из глубин космической станции выплывет в серебристом скафандре Юлия Пересильд кукла Барби.
Зато остальные, включая нелюбимую в народе Дарью Мороз, выглядят очень достойно - что ни роль, то шедевр. Особенно хотелось бы выделить самого юного актера, Александра Петрова, сыгравшего роль сводного брата главной героини. Такими темпами мальчик скоро догонит, а то и перегонит своего полного тезку! Даже кошка Муся в роли кошки Муси - настоящая звезда. Хозяева Муськи (Татьяна Догилева и Владимир Симонов), метеоролог Геннадий (Игорь Хрипунов), спасатель с поисковой овчаркой (Антон Богданов) - отыграли свои небольшие роли талантливо и ярко.
На их фоне Вероника Устимова, мягко говоря, выглядит беспомощно. Жаль, потому что у актрисы прекрасные внешние данные. Надеюсь, со временем проявится и талант. Или не проявится, что было бы печально.
Отдельно выскажусь об игре Анатолия Белого (признан иноагентом). Артист хорошо справляется с ролью в штатном режиме, но в кульминационные моменты не дотягивает. Учитывая, что жанр фильма-катастрофы предполагает чередование все более драматичных и напряженных сцен, выводы будут не в пользу артиста.
И последнее. По сюжету космонавт следит за дочерью при помощи искусственного интеллекта космического корабля. Оставлю в стороне очередную логическую неувязку: бортмеханик, чьи действия полностью должны контролироваться ЦУП, шесть лет злоупотребляет служебным положением, а до командира корабля эта новость доходит только сейчас.
Для меня проблема в другом - в самой слежке. Это как бы нехорошо и, что уж говорить, пугающе. Однако нравственная сторона вопроса остается без ответа. Куда важнее роль ИИ для сюжета, поэтому слежка в «Мире» не порицается. На мой взгляд, Валерий вполне мог бы подключить Миру в критической ситуации - не раньше, и тогда бы и сюжет не пострадал, и моральных терзаний не возникало. Конечно, картинка выхода Леры и Егора из смога из пыли и пепла по указателям, оставленным отцом, была красивой. Вспыхивающие стрелки на светофорах, гирлянды на ремонтных ограждениях, качающиеся лошадки-карусели и т.д. - в прямом и переносном смысле подсветили одну из самых запоминающихся сцен в фильме. Но присутствие Большого Брата в жизни героини на протяжении долгих лет - ну, такое...
Тем не менее еще раз повторю - это очень крутое кино, и я всячески рекомендую его посмотреть!
Смотрели, будете? Напишите, пожалуйста, в комментариях и не забудьте подписаться - так мы не потеряемся!