Одновременно со строительством шло проектирование и изготовление артиллерийского вооружения (стволы – это еще не все). На предложение Морского министерства о конкурсе на орудийные башни откликнулись английские заводы Уитворта и Армстронга, французские Форж э' Шантье де ля Медитерране, Кайля и Батиньоля, а из русских — Путиловский и Металлический.
В марте 1893 г. предложенные ими проекты рассматривались в МТК. В большинстве проектов было превышено задание по массе. Первое место занял проект завода Уитворта, второе — вариант Путиловского завода с гидравлическим приводом (второй вариант предусматривал электрический привод, но оказался на предпоследнем месте). Главное управление выбрало Путиловский завод, с которым 30 июля 1893 г. и был заключен контракт на сумму 310 тыс. руб. за обе установки со сроком сдачи в собранном виде не позднее 12 апреля 1894 г.
В окончательном варианте, 254-мм орудия были размещены попарно в башнях с гидравлическим приводом. Рабочей жидкостью служила вода. Станки орудий размещались на вращающемся столе с центральной трубой. К столу крепился металлический остов башни, служивший для крепления вертикальной брони и крыши. Каждый станок снабжался гидравлическим компрессором и воздушным накатником (давление 45 атм). Вертикальное наведение орудий осуществлялось с помощью гидравлического привода или вручную. Для горизонтального наведения служил трехцилиндровый гидравлический двигатель, который вращал две шестерни, входящие в зацепление с неподвижным зубчатым погоном, прикрепленным к фундаментному кольцу. При ручном вращении привод отключался, и шестерни приводились в действие четырьмя рукоятками изнутри башни. Скорость поворота башни гидравликой составляла 180° в минуту. Гидравлическое заряжание орудий производилось при угле возвышения 7,5°.
Для ручного заряжания предназначались две лебедки и ручной прибойник, которым работали при горизонтальном положении орудий. Наведение производилось по башенному прицелу, банились орудия при помощи брандспойта. Входом в башню, не имевшую дверей, служил специальный люк в крыше. Горизонтальное наведение (угол обстрела 270°) фиксировались механическими ограничителями. Такие же ограничители были установлены и по углу снижения орудий (—5°). Для предохранения от попадания воды внутрь барбета пространство между вращающейся башней и верхней палубой прикрывалось парусиновым закрытием - мамеринцем.
Снаряды и полузаряды из погреба и крюйт-камер поднимались гидравлическими кранами в подбашенном отделение, погружались в питатели и выталкивались в зарядники, поднимавшиеся наверх гидравлическими полиспастами при помощи проволочных тросов. Из зарядника в башне снаряд досылался в орудие гидравлическим телескопически прибойником, автоматически возвращавшимся назад. Затем зарядник поднимался выше, в следующие два положения, становясь поочередно обоими полузарядами против орудия. При досылке полузарядов до места тележка зарядника спускалась вниз, где ее нагружали для очередного выстрела. Скорость заряжания, полученная при испытаниях броненосца «Адмирал Ушаков», составляла 1 выстрел в 1 мин 47 с на «Адмирале Сенявине» 2 минуты.
Максимальный угол возвышения составлял 15°, начальная скорость 685 м/с (на буром порохе), снаряд имел массу 225,5 кг, дальность стрельбы достигала 63 кбт. Масса каждой установки без брони и орудий составила 103,9 т, самого орудия с замком - 22,5 т. В июне 1893 г. перспективы применения бездымных порохов побудили морских артиллеристов к увеличению начальной скорости до 914 м/с.
Сложность была в том, что штатное количество боезапаса не размещалось на кораблях. Зарядов было положено иметь 320 шт, смогли разместить только 220, бронебойных снарядов было положено 92 шт., разместили только 80, фугасных было положено 92 получилось 40, чугунных «ядер» 92 получилось 48, сегментных снарядов (разновидность шрапнели) 32 разместили 30. Причем получилось, что зарядов чуть больше, чем снарядов. Было выдвинуто предложение разместить недостающие снаряды в кранцах первых выстрелов. Стальные бронебойные и фугасные 254-мм снаряды снаряжались пироксилином. Масса разрывного заряда составляла 1,3 % от массы бронебойного и 2,9 % от массы фугасного снаряда. По количеству и качеству взрывчатого вещества (6,7 кг) 254-мм фугасный снаряд был самым мощным в отечественной морской артиллерии (305-мм снаряды снаряжались 6 кг бездымного пороха). Решением МТК от 6 ноября 1901 г. устаревшие и непрочные чугунные снаряды подлежали изъятию из боекомплектов с заменой на стальные, однако это решение было реализовано только в ходе русско-японской войны 1904—1905 гг.
120-мм пушки Канэ с длиной ствола в 45 калибров имели патронное (унитарное) заряжание. 120-мм патронные скорострельные пушки с длиной ствола 45 калибра системы Кане размещались по углам спардека на верхней палубе. Станок без щита с центральным штырем обеспечивал угол возвышения 20°, что соответствовало дальности стрельбы 54 кбт. Масса одного орудия с установкой и принадлежностью достигала 9,05 т, масса ствола 3,0 т и снаряда 20,4 кг при начальной скорости 823 м/с. Техническая скорострельность составляла 6—8 выстрелов в минуту. Подача унитарных 120-мм патронов из патронных погребов производилась элеваторами с электрическим приводом.
ОСЗ производил их по французской лицензии, закупленной одновременно со 152-мм пушкой Канэ. Патроны к ним почти удалось разместить (780 из 800), равно как и патроны к малокалиберной артиллерии.
Технические средства кораблевождения ограничивались шестью магнитными компасами, механическим и ручным лагами, секстанами и хронометрами.
Внутрикорабельная связь обеспечивалась 20 телефонами системы Колбасьева (по два на мостике и в боевой рубке, по одному в башнях, каютах командира и старшего офицера, у динамо-машин, минных аппаратов). В принципе, это было не совсем штатное использование этой системы безбатарейной связи, т.к. изначально, она разрабатывалась и изготавливалась в Кронштадских мастерских для связи с водолазами, однако, использование этих телефонов уже прогресс в деле внутрисудовой связи, ранее обеспечиваемой только колоколами громкого боя и переговорными трубами.
(Биография Е.В.Колбасьева, тоже связана с Севастополем. Вышедший в отставку «военный пенсионер» Колбасьев занялся разведением устриц. Он был убит 1918 году. Нет, это не «красный террор». При интервентах в Севастополе расцвел бандитизм. Об этом не охотно пишут, но факт остается фактом. Е.В.Колбасьев был застрелен из револьвера при ограблении. Похоронен на кладбище монастыря в Инкермане, но могила его, в настоящее время утрачена. Ладно это отдельная интересная тема. Вернемся к основной теме рассказа)
Помимо телефонов безбатарейной связи корабли были оснащены 16 колоколами громкого боя и 16 медными переговорными трубами. Средства связи с другими кораблями включали флаги военно-морского свода сигналов и ручной семафор. Позднее к ним добавились механический семафор, сигнальные цветные фонари системы Табулевича, а с 1905 г. радиотелеграф.
Вслед за «Адмиралом Сенявиным» С.-Петербургский порт построил в Новом Адмиралтействе третий броненосец. Решение о начале его строительства было принято Н. М. Чихачевым в декабре 1893 г. одновременно с согласием на заказ главных и вспомогательных механизмов Франко-русскому заводу (бывший завод Берда) в Петербурге. Общая сумма контракта на поставку механизмов с «запасными вещами» и вспомогательным котлом, заключенного 20 июня 1894 г., составила 923590 руб. При этом, часть комплектующих не заказывалась во Франции, а , изготавливалась на самом заводе. (Ну, уже хорошо).
Броненосец «Генерал-адмирал Апраксин» был почти однотипным двум предыдущим кораблям. Почему «почти»?
Учитывая перевес, возникший при строительстве, начались поиски возможностей снижения весовой нагрузки. Причем, экономить начинали на том, на чем экономить не стоило. В конце февраля 1895 г. Д. В. Скворцов представил записку о необходимости радикальной разгрузки нового броненосца. Для этого он предложил уменьшить толщину бортовой и траверзной брони на 25,4 мм, а также заменить башенные установки упрощенными барбетными со сферическими крышами.
Фактические изменения первоначального проекта свелись к отказу от одного орудия в кормовой башне (изменение совсем странное, даже с учетом боезапаса), к установке закаленных (гарвеированных) плит бортового пояса с уменьшением максимальной толщины до 216 мм и к установке башен главного калибра с электрическим приводом.
Это были первые отечественные башни с электроприводом. Привод располагался вне башни и передавал вращение через цепь Галля (та же велосипедная цепь, только больше по размеру). Что это давало? Принято писать, что, якобы, вес электроприводов был больше на 100 тонн. Это неверный подсчет, он не учитывает тот факт, что отпадала необходимость в мощных гидравлических насосах, трубопроводах, паропроводах и.т.д.
Был увеличен угол возвышения орудий (до 35 градусов). За счет изменения конструкции механизмов заряжания, время заряжания главного калибра сократилось до 1,5 минут.
Переход к электрическим башенным установкам следует признать заслугой артиллеристов МТК во главе с С.О. Макаровым. Спуск корабля на воду состоялся 30 апреля 1896 г., а первый выход на пробу машин — осенью 1897 г. Однако ходовые испытания завершились лишь год спустя. Усовершенствованные по сравнению с прототипом 254-мм орудия испытывались летом 1899 г.
Подведем итоги? Общая стоимость выполнения работ по постройке корпуса и механо-монтажным работам, включая изготовление вспомогательного котла «Адмирала Ушакова» Балтийским заводом составила 1 млн. 460,6 тыс. руб. Общая стоимость броненосца составила 5,5 млн. рублей. Минусуем стоимость артвооружения (она есть в тексте), отечественную броню, получаем стоимость «потусторонних» работ. Итог… не очень приятный.
«Адмирал Сенявин» обошелся казне в 4 млн 339,3 тыс. руб., включая вооружение, боезапас и снабжение. Уже лучше, но львиную часть «экономии» пришлась на оплату труда рабочих.
По «Апраксину» данных пока нет, посмотрим, может, попадутся позже. Но это не единственные броненосцы с 10 –дм главным калибром. Смотрим историю дальше.