Найти тему
Новая школа

Год педагога и наставника проплывает мимо школы. Продолжаем тонуть?

Оглавление

Массовая школа продолжает тонуть в океане проблем. Объявленный «Год педагога и наставника» на деле оказывается вовсе не спасательным кругом, а очередным проплывающим мимо круизным лайнером.

Учителя лучше других знают о школьных проблемах. Они давно о них кричат, но кто ж их слышит? Все «капитаны» как раз на том лайнере. Им с верхней палубы хорошо видно машущих людей, но они думают, что здесь тоже праздник, поэтому шлют свои поздравления и пожелания…

Жёстко зашёл? Согласен. Но школа – консервативный институт и, не смотря на государственно-общественное партнёрство, изменения здесь возможны только «сверху». А что бы ни делали «капитаны» для школы последние 20-30 лет, становилось только ещё хуже. И самое скверное, что просвета не видно.

Да, мы сегодня строим новые здания для школ и ремонтируем старые. Это хорошо, это важно. Но это не решит главную проблему школы. Точно так же, как и запредельный контроль над ней.

Можно сделать учителя госслужащим и даже насыпать ему денег – не будет результата: кредиты свои учитель закроет быстрее, кушать будет сытнее, одеваться и отдыхать лучше, но на выпускниках школы это никак не отразится.

Можно попытаться вернуть «советскую школу». Однако сегодняшние школьные проблемы как раз оттуда и тянутся. Даже дополнительный 11-й год обучения не помог их решить. В результате имеем то, что имеем…

Главная проблема школы в том, что сегодня она не обучает и не воспитывает.

Снова резко? Отнюдь.

Что касается воспитания. В школе оно издавна возложено на институт классного руководства, который, по определению, рассчитан на голый энтузиазм педагога. Энтузиастов в школе сегодня заметно поубавилось, а от 40-минутного воспитания на уроке один раз в неделю глупо ожидать серьёзного результата.

Что до обучения, то результат школы – ровно те дети, которые и без школы способны обучиться: они могут и, по большей части, хотят. С ними нет проблем, но их не больше 30-40 процентов от общего числа обучающихся, а где-то – и того меньше. С остальными школа не может ничего сделать. Капитаны образования и даже секретари ЦК КПСС знали об этом 40 лет назад. «Неуспевающих» тогда было поменьше, но они были всегда. И во все времена школа не умела с ними работать. Это было незаметно до тех пор, пока не пришёл ЕГЭ и не нарисовал картину маслом.

ЕГЭ в стране почти 20 лет, но ничего не меняется. Нет, меняется: добавилось ВПР и разные другие буквы. А вузы уже стонут от безграмотных первокурсников…

Что школа делает не так?

Всему виной классно-урочная система организации учебно-воспитательного процесса. С этим уже давно все согласились. Беда в том, что заменить её нечем. Все эти «индивидуальные траектории», «информационные технологии», «деятельностный подход» остаются неосуществимыми. Учитель по-прежнему, в массе своей, вещает для всех у доски, когда большинству школьников это совершенно не заходит. Ну, может, только капитаны образования об этом не знают. А академики от образования разводят руками на голубом глазу:

«По поводу мотивации к учению в условиях массовой школы ответ не найден нигде. Это открытый вопрос, мы не знаем, что с этим делать. Никто не знает, что с этим делать».

При всём гигантском объёме «реформ» массовой школы за последние полвека (и даже более) каких-либо изменений в официальный порядок взаимодействия учителя и ученика внесено не было. Оно и понятно: а как ещё можно сделать, чтобы один учитель работал с целым классом и при этом каждый ученик достигал успеха? Ответа нет.

Поэтому здесь «капитаны» умывают руки, назначают учителя «творцом», вручают ему ФГОС и отправляют в класс творить. Типа: «придумай сам чего-нибудь». Обещают сильно не наказывать за «брак», но и зарплату хорошую не спрашивай…

Однако решение есть.

Простое. Но менять систему обучения придётся по-взрослому. Начиная со школьных учебников и заканчивая законодательством об образовании.

Объясню на пальцах.

Берём учебник из ФПУ, удаляем из него все вопросы и задачи и адаптируем текст таким образом, чтобы школьник мог его самостоятельно читать с пониманием (я называю это «добавлением в учебник учителя»). Все практические задания оформляем отдельным блокнотом. Пишем дорожную карту, которая проведёт школьника по этим материалам от начала и до конца. Выдаём каждому ученику такой комплект, и все работают самостоятельно и независимо друг от друга в сопровождении учителя.

Кому-то помощь учителя будет не нужна (те самые 30-40%), только мониторинг. Кто-то из них «убежит вперёд» – пусть, их можно использовать как ассистентов. Кому-то потребуется помощь на уроке, а кто-то придёт дополнительно после уроков. Не сомневайтесь, придёт! По собственному опыту знаю, что каждый здесь очень не хочет отстать от других. А при данном раскладе догнать или продвинуться по предмету дальше можно, только выполнив все задания дорожной карты. Это работает как квест.

У всех – одни и те же материалы (в пределах одного уровня погружения в предмет). Следовательно, траектория обучения – одна, общая. А вот время не нормируется: выполнил раньше – иди дальше, отстаёшь – позанимайся дополнительно (у учителя теперь есть время для тебя, ему не нужно ежедневно готовиться к урокам); не тянешь – возьми другой уровень, попроще; заинтересовало – попробуй углубленный. Если освоил программу школы на два года раньше – выпускайся, не успел за 9 лет изучить основную программу – что ж, зато всё по-честному; повзрослеешь – приходи в вечернюю школу доучиваться.

Начинать такое обучение лучше с начальной школы, сразу после Праздника букваря. Потому что, когда к седьмому классу школьник ещё не научился читать, ему трудно перестроиться. И времени уходит много на то, чтобы успеть ликвидировать пробелы, накопленные за 5 лет. Но даже такие задачи решаются успешно, если всё делать правильно.

У данной системы взаимодействия учителя и ученика огромное количество плюсов. Сегодня остановлюсь на двух.

При такой конструкции уроков один учитель может вести в классе несколько разных предметов (причём, даже одновременно). Ведь никакой особой методики преподавания предмета теперь нет, потому что нет самого преподавания. Есть сопровождение. Учителю достаточно лишь самому хорошо владеть предметом. И ему совсем не стыдно владеть одновременно и русским языком, и математикой. И ещё парочкой-другой предметов. Не в этом ли настоящее повышение статуса учителя? Кто ещё в стране, кроме школьного учителя, будет в совершенстве владеть пятью-десятью школьными предметами?

Если так, то учитель может проводить с одним классом почти весь день. Чем это не настоящий, полноценный классный руководитель?

О других очевидных и не очень плюшках расскажу в другой раз. Если интересно. А кому невтерпёж – можно книжку почитать, там изложено почти всё. Называется «Школа: почему никак?». Поиск Яндекса выдаёт её на первой странице…

В заключение вернусь к тому, с чего начал.

В предлагаемом формате школы учитель перестаёт быть учителем. Он здесь не учит, а сопровождает обучающегося. Он – педагог (дословно – «ведущий мальчика»). И он – наставник.

Быть может, этот год не случайно назвали Годом педагога и наставника? Быть может, в недрах министерства просвещения готовится трансформация школы, подобная описанной? Просто рассказать об этом замученному учительству вот прямо так сразу не решаются?

Очень хочется на это надеяться. А вам?

#школа #учитель #образование #обучение #мотивация #ВПР #Год педагога и наставника