Найти тему

Солдат у Боткинской больницы

Небольшой памятник изображает солдата с уставшим взглядом, с автоматом на плече, сложившего руки на оружии. Врач должен спасать жизни, а не убивать - говорит нам памятник, стоящий на территории больницы в честь врачей-воинов, которые и жизни спасали в годы войны и вынужденно брали в руки оружие.

В начале 1941 года Городская клиническая больница имени С.П. Боткина насчитывала 1230 коек. Возглавлял больницу Стефан Валерианович Висковский. Летом 1941 года главный врач Больницы Боткина был призван на фронт, а во главе стационара встала Галина Львовна Ерусалимчик.

Впоследствии в период Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда в армейские ряды было призвано 60% врачей и 40% среднего медицинского персонала больницы. Еще около 20% медсестёр и санитарок вместе со своими семьями были эвакуированы из блокадного города.

Те, кто остался в Ленинграде продолжали работать, несмотря на постоянные бомбежки. В годы блокады многие корпуса больницы сильно пострадали. На её территорию было сброшено 6 фугасных и несколько сотен зажигательных снарядов. Из-за частых бомбежек больница работала в подвальных помещениях. Водопровод и электрические сети были повреждены, прачечная и дезстанция не работали.

В годы блокады отмечалась высокая заболеваемость сыпным тифом и лептоспирозом. Летальность от инфекций возросла до 50—60 %, что было связано в первую очередь с алиментарным истощением больных и выраженной иммуносупрессией. Страдал от голода и больничный персонал.

В марте 1942 года немецкие захватчики переправили в Ленинград поезд с детьми больными сыпным тифом. Город принял этих детей, разместил в Больницу Боткина. Дети поступили в тяжелом состоянии, истощенные, грязные, в «завшивленной» одежде. Несмотря на отсутствие должной дезинфекции (в больнице все еще не было воды, пара и электроэнергии), на заражение сыпным тифом более 70 сотрудников и смерть 16 из них, больница справилась со вспышкой инфекции, и на город эпидемия не распространилась.

Весной 1942 года вся свободная от зелёных насаждений территория больницы была предоставлена сотрудникам для индивидуальных огородов. Одновременно персоналом проводились массовые ремонтно-восстановительные работы: были отремонтированы кровли на многих зданиях, установлено 200 кирпичных печей с дымоходами, заготовлено 4,5 тыс. кубометров дров. К концу апреля была налажена работа водопровода. В больницу привезли мыло, удалось повысить санитарно-гигиенический уровень пациентов, должным образом обработать одежду, белье и помещения. Правительством города было выделено 500 бескарточных пайков для коллектива медучреждения. Благодаря всем этим усилиям, вторую и третью блокадную зиму больница встретила уже подготовленной. Условия для работы и лечения существенно улучшились, и к середине 1943 года больничная летальность снизилась до довоенных показателей.