Найти тему

Тайны российского кино. Первые киноленты Российской империи

Часть I

Автор: Фёдор Кукин, старший научный сотрудник Музея современной истории России.

В 1895 году на бульваре Капуцинок в Париже состоялся первый в истории киносеанс: перед парижской публикой предстали «движущиеся картины» братьев Люмьер. А уже в мае 1896 года французский кинооператор Камилл Серф приехал в Россию с особым поручением – снять фильм-репортаж о церемонии коронации Николая II. По исторической иронии, торжества по случаю коронации последнего императора России стали материалом для первой киноленты, снятой на российской территории.

Изобретатель киноаппарата Луи Люмьер у своего нового проекционного стерео-кино аппарата. 1930-е гг.
Изобретатель киноаппарата Луи Люмьер у своего нового проекционного стерео-кино аппарата. 1930-е гг.

Отечественный кинематограф начался с кинопроката: многие «киноателье» создавались, прежде всего, как торговые фирмы для покупки и проката зарубежных кинокартин. Не стали исключением из этого правила и две крупнейшие российские киностудии начала XX века – торговый дом Ханжонкова в Москве и ателье Дранкова в Петербурге. Рост и соперничество двух этих студий во многом определил «ландшафт» раннего российского кинематографа.

Визитная карточка А.О. Дранкова – корреспондента-фотографа. б/д
Визитная карточка А.О. Дранкова – корреспондента-фотографа. б/д

В 1908 году ателье Дранкова выступило с художественным дебютом – 6-минутной лентой «Понизовая вольница». Эта адаптация народной легенды о трагической любви казака Степана Разина и персидской княжны была поставлена с изрядным для своего времени размахом. Все съемки проходили только на натуре, никаких павильонов (роль реки Волга «играло» северное озеро Сестрорецкий Разлив). На роли лихих разбойников из шайки Разина было приглашено свыше 150 артистов из петербургских театров. Финал картины, когда Разин выбрасывает несчастную княжну за борт «в набежавшую волну», даже содержал небольшой спецэффект: при помощи короткой монтажной склейки актрису подменили на манекен.

Репродукция с работы Г.Н. Горелова "Степан Разин на Волге". 1932 год.
Репродукция с работы Г.Н. Горелова "Степан Разин на Волге". 1932 год.

Будто бы в ответ петербургскому конкуренту, Ханжонков три года спустя (1911) выпускает «Оборону Севастополя» – первый полнометражный художественный фильм в России. Особенностью фильма, снятого при Высочайшем покровительстве и частично на казенные деньги, была его документально-художественная природа. Картина описывала реальные события Крымской войны (1853-1856), а в съемках батальных сцен принимали участие солдаты действующей русской армии. Для придания событиям на экране должного размаха на съемках был даже сожжен и потоплен макет парусного корабля в натуральную величину.

Вера Холодная. 1916 год.
Вера Холодная. 1916 год.

В 1910-е российский кинематограф пережил свой первый расцвет – каждый год картин выпускалось так много, что большинство из них даже не дошли до наших дней, сохранились только названия. Сами названия, впрочем, дают нам достаточно интересную картину: «Грех», «Месть падшей», «В буйной слепоте страстей», «Венчал их сатана». Дореволюционный российский кинематограф жил и дышал духом декаданса – «черного романтизма», греховности, мистики и дьявольщины. Некоторые ленты того времени – «Скальпированный труп», «Женщина с кинжалом» – даже давали зрителям увидеть воссозданными на экране кровавые преступления из реальной жизни: здесь российское кино успешно следовало традициям лондонского театра «Гран-Гиньоль». Даже во внешности «суперзвезд» немого кино заметна эта меланхоличная красота декаданса: Витольд Полонский, Вера Каралли, Иван Мозжухин, Вера Холодная…

Мозжухин Н.И. 1910-е гг.
Мозжухин Н.И. 1910-е гг.

Особое место в истории дореволюционного кино занимает российская анимация. «Русским Диснеем» прозвали мультипликатора и энтомолога Владислава Старевича; сам же Уолт Дисней говорил, что русский мастер обогнал анимацию своего времени на десятилетия. В 1912 году Старевич выпустил на экраны короткометражный мультфильм «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами». Обладатель крупной коллекции жуков, Старевич сделал насекомых героями пародийного сюжета о супружеской неверности и войне двух жучиных королей за руку любимой женщины. Потрясенные зрители смотрели, как жуки бегали по экрану в сапогах, дрались на игрушечных мечах, карабкались на крепостные стены, стреляли из пушек. Даже в прессе писали, что русский энтомолог нашел, кажется, какой-то невиданный доселе способ дрессировки насекомых. Разгадка между тем была куда проще, но оттого не менее замечательна: Старевич продел под лапки жуков твердую проволоку, что позволило менять позы насекомым, и снял их движения поза за позой, кадр за кадром – то есть, создал технику кукольной покадровой анимации!

С пришествием революционного 1917 года, с установлением в России новой, Советской, власти, традиции раннего кинематографа прервались. Новое общество не нуждалось в «буржуазном» декадансе и в «формалистских» мелодрамах. В советском государстве кинематограф должен был стать одним из средств воспитания нового человека.

Продолжение следует