Даже между церковными деятелями, уровень святости и подвижничества среди которых гораздо выше, Гермоген сумел отличиться в лучшую стороны. Правда, за это ему пришлось поплатиться жизнью, но тут уж ничего не попишешь – или ты твердыня веры, или скверный образец для подражания, третьего не дано. Гермоген всей своей сутью доказал, что праведник – это не штамп в удостоверении, а образ жизни и смерти.
«муж зело премудростью украшенный»
Он родился в 1530 году в Казани. В миру прозываемый Ермолай. Отроком он поступил в один из казанских монастырей. В Казани же стал священником в церкви при Гостином дворе, на месте которой ныне стоит собор, построенный в 1860-е годы. На сайте Павославие.ru утверждается, что современники отдавали должное «премудрости» Гермогена, его книжной учености и «чистоте жития». Скорее всего, так оно и было. Не случайно, именно ему казанский архиерей Иеремия доверил перенести новоявленную икону Казанской Божьей Матери в церковь, в которой он служил.
Монах, митрополит и политический диссидент
В 1587 году умерла жена Гермогена, и он постригся в монахи в московском Чудове монастыре. В 1589 году он стал митрополитом Казанским, занимался христианизацией татар и демонстрировал твердость в вопросах веры. Как один из многих митрополитов, в Москве он не был самым большим авторитетом, но все же духовное влияние его все больше росло. Гермоген присутствовал при избрании Бориса Годунова на царство. Ему также было отведено место на всенародном молении при Борисе под стенами Новодевичьего монастыря.
Смерть Бориса Годунова и воцарение Лжедмитрия заставили Гермогена сделать принципиальный выбор хотя для него, видимо, проблемы это не составляло. Лжедмитрий включил его в состав Боярской думы, но Гермоген показал себя противником царя-самозванца. Он отказался признавать патриархом Игнатия, ставленника власти, и категорически настаивал на переходе Марины Мнишек в православие.
Пути-дорожки Гришки Отрепьева и Гермогена разошлись, и «лжецарь» приказал сослать дерзкого митрополита в Казань, изгнав предварительно из членов Думы. Приказ бросились, было, выполнять, но не успели, потому что вскоре Лжедмитрий I был свернут и убит. Так случилось, что инициатором государственного переворота и главным выгодополучателем от его итогов стал князь и боярин Василий Иванович Шуйский, с которым у Гермогена сложились дружеско-деловые отношения.
Патриарх всея Руси – дела политические
После избрания («выкрикивания») Шуйского царем последнему нужно было поставить своего человека по главе церкви. Василий сделал ставку на Гермогена, во-первых, потому что он был врагом предшествовавшего правительства, а, во-вторых, потому Гермоген больше всего подходил на эту роль. Церковный собор подтвердил выбор царя, и избрание нового патриарха состоялось. Это произошло 3 июля 1606 года.
Дело патриарха – окормлять и обустраивать Царство Божие на Земле. Но в России воцарилась Смута. Гермогену пришлось и дальше с головой окунуться в политические дела. Василия Шуйского он поддерживал до самого его свержения, и не только потому, что был обязан Шуйскому своим высоким постом. Шуйский был законно избранный царь – этого аргумента для Гермогена было достаточно.
Вряд ли это было, но не сказать нельзя
Впрочем, современниками высказано альтернативное мнение (Арсений Елассонскй), указывающее на то, что Гермоген был одним из главных организаторов заговора против Шуйского, в котором участвовали бояре и простой московский люд (странное сочетание, не правда ли?). Будто бы целью свержения было возведение на престол польского королевича Владислава. Новый летописец с этой версией категорически не согласен. Как пишет историк Дм. Володихин:
«Гермоген, узнав о печальной судьбе Василия Ивановича, прилюдно обращается к москвичам с просьбой: пока не поздно, верните государя в царские палаты, отдайте ему власть, неправедно отобранную! В тех обстоятельствах патриарх рисковал собственной головой, однако от царя не отступался. Его не послушались. Тогда, не дожидаясь конца «злого совета», патриарх покинул сборище заговорщиков, умасливавших московскую толпу».
Интрига с королевичем Владиславом
Другое дело, призвание Владислава, то есть вопрос, вставший уже после свержения боярского царя Василия. Такая мера многим в Боярской Думе (да и в народе) казалась не самым худшим выходом из положения. Не противясь общему мнению (и, может быть, даже подталкивая его), Гермоген выдвигал непременным условием принятие Владиславом православия. Ради этого он созывал священный собор, устроил массовое крестоцелование Владиславу (именно как православному монарху) и вел переговоры с Коронным гетманом Жолкевским.
Подстрекатель или нет?
После провала большого посольства во главе с митрополитом Филаретом (Романовым), когда стало известно, что король Сигизмунд сам хочет стать русским царем, в Рязани, Калуге и других городах вспыхнули волнения. Прокопий Ляпунов и Иван Заруцкий сформировали из восставших первое народное ополчение и двинулись против поляков, находившихся в Москве. По слухам, доверять которым не обязательно (тем более, что Гермоген их отрицал), восстания начались по совету патриарха. Когда они были подавлены, главу церкви обвинили в подстрекательстве и ответственности за убийства. Так были эти слухи правдивыми или нет? Ответ на этот вопрос дает игумен Соловецкого монастыря Антоний. В послании к шведскому королю Кару IX от 12 марта 1611 года он пишет, ссылаясь на письма Гермогена:
«Писал с Москвы великий святитель святейший Гермоген, патриарх Московский и всеа Руси, в Великий Новгород и во Псков… и во все городы Московского государства… велел съезжаться к Москве ратным воинским людям и стояти и промышляти единомышленно на литовских людей».
Рокировка патриархов
В нарушение церковной процедуры бояре, устрашенные присутствием в Москве поляков, лишили Гермогена патриаршего сана и отправили в подземное узилище Чудова монастыря. Вместо него из той же темницы освободили патриарха Игнатия и посадили на прежнее место.
В 1611 году ополчение Ляпунова и Заруцкого приступило к осаде Кремля. Поляки оказались в затруднительном положении и не единожды требовали от Гермогена приказать русским ополченцам снять осаду с крепости. В случае отказа ему грозила смерть. Есть свидетельство, что Гермоген отвечал примерно так:
«Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, но, если останетесь здесь, я благословляю всех стоять против вас и помереть за православную веру».
Идейный вдохновитель освободительного движения
Находясь в темнице, Гермоген твердо следовал своим принципам. В последних посланиях к народу он благословляя освобождение страны от завоевателей. 25 августа 1611 года одна из его грамот была доставлена в Нижний Новгород. В ней Гермоген писал:
«…из Нижнего в Казань к митрополиту Ефрему, чтоб митрополит писал в полки… учительную грамоту, да и к казацкому войску, чтоб они стояли крепко в вере… А вам всем от нас благословение… что стоите за веру неподвижно. И я должен за вас Бога молити».
В другой грамоте, адресованной «к бояром и к воеводам, и ко всем служилым людем», он призывал не смущаться «никакою прелестию» и стоять «… заодин единодушно, вкупе, против врагов и разорителей, и крестопреступников Московского государства, против поляк и литвы».
Постскриптум
Патриарх Гермоген умер 17(27) февраля 1612 года, не дожив до освобождения Москвы. Среди разных мнений о причинах смерти Гермогена - наиболее известная та, что «по рассказу современников, [его] уморили голодной смертью» в погребе Архангельской церкви Чудова монастыря, где содержали в нечеловеческих условиях. Изначально похоронен в соборе Чуда Архангела Михаила. Как священномученик прославлен в лике святых в воскресенье 12 (25) мая 1913 года в год 300-летия дома Романовых.
А вот теперь на вопрос, поставленный в заголовке статья, я прошу ответить вас, дорогие читатели.
О неточностях и опечатках сообщайте автору