Найти тему

17. Китайские танки Тип85 и Storm

Тип80
Тип80

После разработки танка Тип80 его начали всесторонне испытывать. Благодаря полученным результатам последующая разработка разделилась на две ветви.

1. Для нужд армии произведены несколько изменений, после чего новую версию Тип80-1 запустили в серию под названием ZTZ88. ZTZ88 стал первым серийным танком второго поколения в армии НОАК.

2. Для экспорта разработан Тип80-II включающий иностранную СУО качественного аналога которого в Китае не было.

Заказов на экспорт не поступало, так как машина проигрывала конкурентам, а ZTZ88 выпускался в недостаточных количествах, чтобы обеспечить постоянную работу завода. Тогда были приняты попытки создания новых привлекательных модификаций для показа иностранным покупателям.

Параллельно было создано два проекта. Первый проект был простым измененным Тип80. Второй пошел по длинному пути. Забегая вперед скажу, что в данном случае оба проекта довели до конца и поэтому на вооружение НОАК сейчас находятся два основных танка.

Фан Вейсянь. Главный конструктор экспортных танков.
Фан Вейсянь. Главный конструктор экспортных танков.

Главным конструктором стал Фан Вейсянь(方慰先) работавший над экспортным танком Тип69-II. Интересной особенностью данной работы стало то, что данную разработку ни как не курировали военные и не финансировало правительство. Это был абсолютно самостоятельный проект завода и следовательно собственное название. Собранную модель в 1988 году назвали Storm. Выделялся он новой для Китая сварной башней которую уже несколько лет пытались создать.

Сварная башня Шторма. Отчетливо видна форма новой башни и заваренные отсеки под композитную броню. Габариты средней части и формы люков до сих пор копируют Тип59.
Сварная башня Шторма. Отчетливо видна форма новой башни и заваренные отсеки под композитную броню. Габариты средней части и формы люков до сих пор копируют Тип59.

Двигатель имел мощность 730л.с. Сообщается о 800лс, но это сомнительно так как в будущем этот двигатель выдавал максимальные 780 лс.. Тут скорей всего 730, а следующая версия 780. Я буду писать 800 как в источниках, но держите это в уме. Трансмиссия осталась механическая планетарная. В качестве орудия использовалась 105мм пушка увеличенной длины под название тип83.

Везде пишут, что это Storm. Но скорей всего это не так. Я написал об этой башне в прошлой заметке "О первых китайских сварных башнях".
Везде пишут, что это Storm. Но скорей всего это не так. Я написал об этой башне в прошлой заметке "О первых китайских сварных башнях".

Через какое-то время был собран второй прототип Storm II который поначалу попал на выставку в Дубае в 1989году, а затем проходил испытания в Пакистане. Этот танк использовал уже другую форму башни. Силовая система включала импортные полуавтоматическую коробку передач и гидравлическую трансмиссию. И вот эта машина уже заинтересовала военных и после ознакомления ей сменили имя с Storm-II на Тип85-II. Большой вопрос вызывает бронирование. Визуально корпус ни как не изменился. Что касается башни, то заполняемость, была ли она вообще, полостей не известна.

Storm-II или Тип85-II с длинноствольной 105мм пушкой
Storm-II или Тип85-II с длинноствольной 105мм пушкой
Storm-II или Тип85-II
Storm-II или Тип85-II
Storm-II или Тип85-II
Storm-II или Тип85-II

Помимо установки сварной башни еще одним серьёзным изменением стала переделка передней части корпуса и установка штурвала вместо рычагов управления.

Применение штурвала в Тип85-II стало не первым. оно появилось на прототипе 1226, но только после тестов в Пакистане было решено полностью переключится на данный способ управления танком.
Применение штурвала в Тип85-II стало не первым. оно появилось на прототипе 1226, но только после тестов в Пакистане было решено полностью переключится на данный способ управления танком.

Пакистан все еще хотел более совершенную машину для паритета с индийским Т-72М и поэтому непрерывно высказывал пожелания по усовершенствованию Тип85. После добавления изменений в Storm II/Тип85-II следующей версии стал Тип85-IIA которые уже были закуплены Пакистаном крупной партией в 1992 году.

Один из моделей Тип85-IIА со 105мм пушкой. По виду изменения коснулись формы башни.
Один из моделей Тип85-IIА со 105мм пушкой. По виду изменения коснулись формы башни.

Каждая партия имела какие-то изменения и в конечном счете Пакистан получил усовершенствованный танк Тип85-IIАP (латинская P - Пакистан). Приписка к названию "П" тут не случайна. С этого момента все танки Пакистан будет собирать совместно с Китаем, где Пакистан берет на себя все работы про производству корпусов, башен и сборку готового танка.

Изменения начиная с Тип85-IIАП были существенные. Танк стал использовать125мм пушку и автомат заряжания аналогичных тому, что использовался в Т-72 (примерно в 92ом). Для этого пришлось увеличить диаметр погона башни с 1816мм до 2100мм ((данные из статьи на байду)). Для примера у Т-72 2200мм. Автомат заряжания пришлось немного изменить. Экипаж уменьшился до 3 человек. Появление на танках Китая 125мм советской пушки рассказано в заметке "От BK1850 до Al Khalid". (будет после этой статьи)

Тип85-IIАП с 125мм пушкой.
Тип85-IIАП с 125мм пушкой.
Тип85-IIАП
Тип85-IIАП

ВЛД корпуса скорей всего имела структуру аналогичную Т-72М. Форма иная. Из других изменений - встроенная композитная броня заменена на модульную. Идея модульной брони в том, что её можно поменять в любое время без серьёзных работ над башней. Её устройство сейчас мы можем увидеть на фотографии по сборке танков в Пакистане.

Последние на сегодняшний день изменения в начинке бронировании башен танков Тип85 и Тип90.
Последние на сегодняшний день изменения в начинке бронировании башен танков Тип85 и Тип90.

Следующим пришлось увеличить высоту корпуса следствием чего мы можем наблюдать характерную для этой и последующих моделях высокую нижнюю лобовую деталь. Было ли это из-за автомата заряжания или с конструктивными изменениями для противоминной защите не известно. Новый двигатель в виде единого блока совмещенный с новой трансмиссией европейской конструкции с воздушно-водяной системой охлаждения.

Хорошо видно на сколько высок НЛД.
Хорошо видно на сколько высок НЛД.

После получения Тип85-IIАП Пакистан продолжил запрашивать усиление танка. Главным пожеланием стало замена двигателя на более мощный так как после изменения башни и замены орудия масса возросла. В это же время в 1993ом году компания НОРИНКО открыл новый проект Тип85-III,
главным отличием которого стал достаточно сырой двигатель на 1000 лс. В 1995ом году Тип85-III будет соревноваться с югославским М-84 и проиграет ему именно из-за двигателя. Помимо двигателя Тип85-III получил хромирование стенок ствола и усиление бронирования за счет модулей динамической защиты.

Версия Тип85-III с динамической защитой первого поколения FY
Версия Тип85-III с динамической защитой первого поколения FY

Первые Тип85-IIAP сначала использовали Югославские двигатели,
которые не смогли выдержать испытания в климате Пакистана(странно так как М-84 стоял на вооружении Кувейта). Затем во второй половине 90ых был установлен украинский двигатель аналогичный тому что использовался в Т-80УД, но из-за множеств проблем, не только технических, и от него отказались успев закупить более сотни единиц. Только после 90ых Китай смог предоставить Пакистану достойную замену двигателя и трансмиссии в виде единого блока. Но уже для других типов танков.

Другой проблемой было иностранное СУО использованное в пакистанских танках. Параллельно Тип85-IIAP Китай занимался разработками и своего двигателя и своей СУО, в результате чего появился новый танк Тип85-IIM который с некоторыми изменениями станет основным и самым массовым танком на вооружении современного Китая.

Предисловие к запискам о железном драконе.

Несколько слов о названиях китайских танков.