Какие реалии, такие и фразеологизмы.
Сейчас мы воспринимаем выражение «[стоит] как вкопанный/вкопанная» в переносном значении по отношению к человеку, который замер в оцепенении от ужаса или удивления. Но многие исследователи (И. М. Снегирев, В. М. Мокиенко, А. К. Бирих) связывают происхождение этого фразеологизма с реально существовавшим наказанием.
И. М. Снегирев предположил, что истоки фразеологизма нужно искать в древности:
«по преданию народному, въ старину опускали отцеубiйцъ живыхъ на дно могилы, а на нихъ ставили гробъ съ теломъ убитого, и таким образомъ засыпали могилу».
Но не так много зафиксированных подобных случаев наказания, связанных с отцеубийством. Значительно больше ужасающих историй встречается о наказании мужеубийц во времена правления Алексея Михайловича (Тишайшего).
В «Соборном уложении» 1649 года указано, что за убийство мужа жену полагается подвергать особому наказанию, закапывать в землю в положении стоя, как столб. Такое наказание продлевало мучения преступницы. Прохожие могли издеваться над женщиной, кидать в неё камни.
Убиiцу своего мужа закапывали въ землю по самую шею; днемъ и ночью стерегли ее стрельцы, чтобы кто-нибудь не утолилъ ея жажды и голода, до техъ поръ, пока она не умретъ.
Интересно, что в «Соборном Уложении» нет статьи о наказании, которое полагается мужу за убийство жены. Хотя мужчин тоже наказывали, но не так жестоко. Как отмечает И. М. Снегирев, по Земскому Приказу 1662 года, муж «наказывался кнутомъ и отдавался на чистые поруки».
В 1689 году наказание в виде закапывания в землю официально отменили (хотя во времена Петра I ещё фиксировались такие случаи, но уже значительно реже):
«не велено окапывать въ землю женъ за убийство мужей, но казнить ихъ смертью, сечь головы».
При этом для мужчины, убившего жену, наказание оставалось прежним.
Источники:
- Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды, 1847 г.
- Бирих А.К., Мокиенко В.М., Степанова Л.И. Русская фразеология. Историко-этимологический словарь, 1998 г.
- Документы: Соборное Уложение 1649 г.; Земский Приказ 1662 г.;
Указ Петра I 1689 г.