Дворец Бароло в Буэнос-Айресе и дворец Сальво в Монтевидео построены итальянским архитектором Марио Паланти в 20-х годах.
Их часто называют «близнецами» или «двойниками», однако дворец Бароло в Буэнос-Айресе и дворец Сальво в Монтевидео далеки от того, чтобы называться близнецами, хоть и обладают некоторым сходством. Их объединяет как минимум то, что у них один и тот же «отец» - итальянский архитектор Марио Паланти, придавший им обоим дух величия и нестандартный эклектичный стиль. С годами оба также станут хранителями городских мифов, окружающих их по сей день.
Одним из наиболее наводящих на размышления фактом является то, что архитектор Паланти якобы хотел объединить два здания, расположенных в двухстах километрах друг от друга, при помощи светового прожектора, расположенного на двадцать втором этаже дворца Барола. Однако, если внимательнее посмотреть на дворец Сальво, возникают сомнения, что такая идея существовала.
«Паланти - образованный человек и понимал, что объединение зданий светом невозможно по одной причине – из-за изгиба земли. Кроме того, Монтевидео находится почти в двухстах километрах», - объясняет архитектор Нестор Хорхе Заким.
Для архитектора-эксперта этот миф возник из трактовки, связанной с фразой кого-то из туристов.
Даже историк Эдуардо Лаззари, не будучи архитектором, утверждает, что «до сих пор не существовало никаких доказательств в пользу того, что во дворце Сальво расположен маяк. На деле, на вершине башни Сальво в течение многих лет находились антенны телеканалов Монтевидео», - поясняет он.
Также историк согласен с теорией, что идея направить два встречных луча на Рио-де-ла-Плата по сей день технически невозможна.
«В этом случае речь идет о лучах 140 километров в длину, в светотехнике нет ни одного прибора, способного преодолеть такое расстояние», - добавляет он.
Также он поясняет, что маяк дворца Бароло в принципе не использовался по назначению, а служил декоративным элементом.
«Гениальность Паланти создавала вокруг него многочисленные легенды», - говорит Лаззари.
От Божественной комедии до Теории эволюции Дарвина
И в случае с дворцом Бароло, и в случае с дворцом Сальво возникают теории об источниках вдохновения, черпаемого итальянским архитектором при строительстве и того, и другого. Дворец Бароло, например, связывают с «Божественной комедией» Данте, поклонниками которой были и сам Паланти, и Луис Бароло – заказчик, поручивший построить это здание. Таким образом считается, что дворец разделен на три части: ад, рай и чистилище. Кроме того, высота здания, составляющая 100 метров, соответствует 100 песням из произведения Данте, а 22 этажа – символизируют число строф из стихов «Божественной комедии».
Однако Лаззари скептически отнесся к этой теории.
«Об этом ничего не сказано, но лично я считаю, что произведение искусства, а дворец Бароло – это произведение искусства, обладают собственной жизнью за пределами мыслей мастера. Единственный элемент, связывающий дворец Бароло с поэмой Данте, - старая скульптура, когда-то стоявшая внизу, копия которой была сделана. Она представляет собой фигуру орла, держащего на спине тело Данте», - отмечает ученый.
Лаззари добавляет:
«Но есть один факт, доказывающий, что о «Божественной комедии» не думали в принципе. Он связан с тем, что на сводах главного вестибюля выгравированы латинские фразы, взятые из классических произведений. Если бы Паланти вдохновлялся Божественной комедией, он бы использовал тексты на итальянском», - размышляет он.
Однако, ученый считает, что версия с Божественной комедией – серьезная гипотеза, которую нельзя игнорировать при анализе элементов, повлиявших на внешний облик здания. Для Лаззари веская причина верить в правдивость этой версии в том, что и Паланти, и Бароло были почитателями знаменитой поэмы Данте.
«Они думали, что в случае европейской войны, перевезут останки Данте и спрячут их во дворце Бароло. Это было их единогласное желание, и поэтому они построили это монументальное здание», - утверждает он.
«Однако не стоит воспринимать эту гипотезу, как единственно возможную. Я бы не осмелился думать, что строительство здания опиралось только на Божественную комедию», - заключает он.
В случае с дворцом Сальво, отсылка делается к теории эволюции Дарвина.
«Поскольку Марио Паланти принадлежал к масонству, он изобразил два здания, как символы этого культа. Искусство представлялось им во дворце Бароло, а наука – в Сальво», - объясняет Флоренсия Перейра, координатор по культуре дворца Сальво.
По её словам, проектируя дворец Сальво, Паланти отдал дань уважения теории эволюции через бронзовые лепнины на внешней стороне здания, присутствующие также и на первом этаже.
«Первая ступень эволюции изображена на первом этаже в виде сцены с морскими животными, и далее продолжается на втором и последующих этажах. С каждым разом архитектор изображает все более развитых животных. На втором этаже есть несколько фресок, изображающих фигуру человека, как конец эволюции», - поясняет координатор по культуре.
Однако и эту версию Лаззари подвергает критике. По его словам, имеется ещё одна теория, которую также стоит рассмотреть.
«Чтобы разрушить искусственность академизма, модерн часто обращается к природе, что подразумевает под собой животных», - объясняет свою позицию ученый.
В стиле Паланти
И дворец Бароло, и Сальво были задуманы в эклектичном архитектурном стиле, отмеченным характерным для Паланте духом.
«Он любил изгибы», - поясняет Лаззари.
«Эклектизм обладает множеством переменных, потому что включает в себя элементы разных эпох и тенденций, интернирующиеся в соответствии с подходом каждого из мастеров. Подход Паланти был нестандартным: он ловко владел изгибами, что выделяло его среди других архитекторов того времени», - рассказывает ученый.
Лаззари считает, что архитектор профессионально владел абстрактными формами, уделял много внимания символам и, как древние греки, считал круг – образцовой формой, но при этом умело играл с объемами.
«Если вы пойдете к дворцу Бароло, встанете у главных ворот на Авенида де Майо и поднимите голову вверх, то увидите это впечатляющее зрелище. Сложность дизайна оценивается по многочисленным переплетающимся изгибам. Мне кажется, представить себе это все – уже приключение», - заключает он.
Однако главное отличие этих двух здания заключается в их расположении. Лаззари объясняет это так:
«Между ними существует различие. Дворец Бароло построен между домами среднего класса, а Сальво – установлен в углу. Второй имеет большую протяженность и предстает перед наблюдателем в ином виде, нежели чем стоящий в пределах квартала Бароло», - уверяет он.
Кроме того, 27-этажный дворец Сальво выходит на площадь Независимости и является архитектурной фишкой Монтевидео. Леонель Контрерас – историк наследия музеев и исторического центра города Буэнос-Айреса, также подчеркивает большую важность дворца Сальво по сравнению с Бароло.
«Я не считаю их близнецами. Дворец Бароло – находится посередине квартала, Сальво же расположен на углу напротив площади и обладает другими размерами. Что их объединяет, так это - эклектичный стиль», - говорит он.
«Дворец Сальво расположен в центре и имеет другую типологию использования. В то время, как Бароло – это офисное здание, Сальво – более массивный: в нем есть жилые помещения, офисы и даже сектора для гостиниц и магазинов», - поясняет Лаззари, который не считает два этих здания близнецами.
«Да, у них один архитектор и оба они построены в эклектичном стиле, но при этом они отличаются друг от друга, хотя теоретически любопытно представить, что оба они представляют собой единое целое, своего рода колонну Гекулеса из Рио-де-ла-Плата», - заключает он.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнать больше о переезде и жизни в Аргентине, а также, чтобы погрузиться в язык, культуру и обычаи этой волшебной страны!
Ваша Llama Madama - проект по изучению настоящего аргентинского испанского!