Найти в Дзене

Как «Навешивание ярлыков» формирует наше мышление

Два искажения («Иллюзия справедливого мира» и «Чтение мыслей») теперь, без сомнения, есть в твой копилке. Не стесняйся, пользуйся этими знаниями! Следующее искажение – «Навешивание ярлыков» Это «приклеивание» негативных всеобъемлющих ярлыков на себя или на других на основании одного события или поведения. Наверняка, в твоей жизни было такое явление, когда кому-нибудь в школе давали обидное прозвище. Так вот «Навешивание ярлыков» — это как дать кому-то ужасное прозвище, которое останется с человеком на всю жизнь. А вот ты видишь, как кто-то пролил напиток на вечеринке, и объявляешь его «криворуким». Или, услышав, как кто-то рассказывает плохую шутку, навеки называешь его «круглым дураком». Правда в том, что все мы сложные существа с широким спектром эмоций, поведения и переживаний. Сводить кого-то к одному ярлыку — все равно, что пытаться резюмировать весь фильм с помощью одного снимка экрана. Ты упускаешь все важные детали, развитие персонажей и повороты сюжета, которые делают историю

Два искажения («Иллюзия справедливого мира» и «Чтение мыслей») теперь, без сомнения, есть в твой копилке. Не стесняйся, пользуйся этими знаниями!

Следующее искажение – «Навешивание ярлыков»

Это «приклеивание» негативных всеобъемлющих ярлыков на себя или на других на основании одного события или поведения.

Наверняка, в твоей жизни было такое явление, когда кому-нибудь в школе давали обидное прозвище. Так вот «Навешивание ярлыков» — это как дать кому-то ужасное прозвище, которое останется с человеком на всю жизнь.

А вот ты видишь, как кто-то пролил напиток на вечеринке, и объявляешь его «криворуким». Или, услышав, как кто-то рассказывает плохую шутку, навеки называешь его «круглым дураком».

Правда в том, что все мы сложные существа с широким спектром эмоций, поведения и переживаний. Сводить кого-то к одному ярлыку — все равно, что пытаться резюмировать весь фильм с помощью одного снимка экрана. Ты упускаешь все важные детали, развитие персонажей и повороты сюжета, которые делают историю интересной.

Поэтому в следующий раз, когда ты поймаешь себя на том, что навешиваешь ярлыки на себя или других, остановись. Это действительно точно? Это объективно? Это полезно? Или это просто быстрый и простой способ разобраться в сложной ситуации? Все-таки этикетки предназначены для банок, а не для людей. Лучше постараться увидеть всю картину, а не просто снимок с экрана.

Как нами манипулируют, используя когнитивное искажение «Навешивание ярлыков»?

Реклама создает искусственные различия между продуктами, чтобы один казался лучше или более желанным, чем другой. Например, продукт с маркировкой «органический» или «натуральный» может фактически не отличаться от продукта без таких этикеток.

Также реклама использует ярлыки, привлекая внимание определенных групп, основанных на поле или возрасте. Переживаешь ли ты ощущение эксклюзивности, читая этикетку с надписью «роскошный» или «высококачественный»? Так манипуляторами создается ложное чувство идентичности или принадлежности, которое заставляет тебя покупать продукты или услуги, которые тебе не нужны.

Если приглядеться повнимательнее, то в рекламе можно найти попытки создать разделение: манипуляторы могут использовать ярлыки, чтобы создать менталитет «мы против них» и противопоставить разные группы друг другу. Если кто-то использует ярлыки для создания разделения между людьми, это явный признак того, что тобой манипулируют.

Средства массовой информации также часто используют ярлыки для создания сенсационных заголовков и историй, которые играют на твоих страхах и предрассудках.

Социальные сети. Люди получают только тот контент, который подтверждает их убеждения. Манипуляторы могут использовать ярлыки для распространения ложной информации и манипулирования общественным мнением.

Обрати внимание на стереотипы: если кто-то использует широкие ярлыки или стереотипы для описания людей или ситуаций, это может быть признаком того, что человек пытается тобой манипулировать. Например, если кто-то говорит, что «все женщины — это Х» или «все мужчины — это Y», он может пытаться апеллировать к твоим эмоциям или предубеждениям, а не представлять точку зрения с нюансами.

Важно знать, как используют твое мышление. Не забывай сохранять бдительность и мыслить критически, даже когда ты сталкиваешься с убедительными или эмоционально заряженными аргументами.

Как можно себе помочь снять эти липкие ярлыки? И опять на помощь приходят практики.

Представь, что все ходят (и ты в том числе) с приклеенными стикерами на лбу, и на них написано «ленивый», «глупый», «непривлекательный» и т.д.. Заметил ярлык? Мысленно можешь его содрать.

Сядь на диету без ярлыков: старайся избегать потребления медиа или контента, который усиливает навешивание ярлыков. Особенно этим увлекаются новости, которые обобщают целые группы людей.

Замени отрицательные метки положительными. Например, вместо того, чтобы называть кого-то «неудачником», попробуй назвать его «незавершенным».

Возьми большую коробку. Положи в нее пачку стикеров и ручку. Как только поймаешь себя на очередном навешивании негативного ярлыка – отрывай стикер, пиши на нем ярлык и кидай стикер в коробку. Кстати, можно провести «соревнование коробок» с друзьями и близкими на тему: «Кто самый наблюдательный за неделю?». Через неделю этикетки можно сжечь (не забывай про правила противопожарной безопасности), или порвать на мелкие кусочки. Поверь, через несколько недель надобность в большой коробке отпадет сама собой 😊.

Хочешь ли ты узнать, какие герои из фильмов испытывают это искажение? Интересно тебе пройти тесты и проверить себя? Тогда подпишись на группу «Опять эта психология» https://t.me/againPsychology в Телеграм

Внимание! Все материалы канала имеют исключительно информационный характер и не являются призывом к действиям.