Маленькая Венгрия на пути строения социализма иногда оказывалась антирекордсменом. Честные выборы в 1945 были проиграны в пух и прах Независимой партии мелких хозяев (по какой причине НПМХ с 57% в парламенте взяло в правительство коммунистов говорить не будем). После восстановления отношений с Тито, за показательный суд над якобы югославским шпионом Ласло Райком пришлось покаяться. К 1953 году, уровень жизни в стране был хуже, чем до войны.
Эти проблемы видели, и эти проблемы даже как-то хотели решать, но. Но всё что до слова “но” не имеет значения из-за внутрипартийного противостояния. Дело ведь было как: советская забава меряться кто в коллективном правительстве самый коллективный перекинулась и на соцлагерь. Не до конца было понятно, кто, всё же, должен быть самым коллективным – глава правительства или генеральный секретарь партии. Где-то действительные главы, имеющие действительную власть, делали выбор в пользу правительства, а где-то в пользу партии. Но казалось, что нельзя было этот выбор не делать, то есть ты или генсек, или председ.
Матьяш Ракоши, ветеран коммунистического движения, ярый сталинист, управлял Венгрией после установления там власти Венгерской компартии (после слияния с социал-демократами – Венгерской партии труда). Откровенно говоря, Ракоши венграм не сильно импонировал. Недовольство условиями жизни народ всегда ретранслирует в недовольство правительством и его первыми лицами. Поводов для недовольства было много: способ прихода к власти коммунистов, террор, непосильные экономические планы и падающий уровень жизни. И, ко всему прочему, Ракоши был евреем. Венгры не то что бы были ярыми антисемитами, но этническая принадлежность главы партии тоже была для них негативным фактором.
Настаёт 1953 год. Сталинистов начинают двигать. Вместо мини-Сталина Ракоши Председателем Совета министров становится мини-Маленков Имре Надь. На его долю выпадает оглашение Нового Курса в Венгрии. Обобщая: больший акцент на лёгкую промышленность, меньший — на тяжёлую, а с коллективизацией пока можно и не торопиться. Ко всему прочему, Надь начинает аккуратно амнистировать политзаключенных: как представителей “буржуазных партий”, так и коммунистов, в том числе и некоего Яноша Кадара. Он вскоре станет первым секретарем в одном из районов Будапешта, после чего начнёт стремительно набирать популярность в народе и подниматься по партийной лестнице.
Перед председателем Совмина же оставалась задача исполнения данных обещаний, и с этим было трудно. Согласно самому Надю, противники-сталинисты в правительстве и партии саботировали проведение Нового Курса. Сельское хозяйство недосчитывалось вложений, продукция тяжёлой промышленности сократилась (что интересно, это было официально признано), а по росту выпуска всей промышленной продукции Венгрия оказалась позади остальных стран соцлагеря.
Сталинисты вставляли палки в колёса, от Нового Курса остались только красивые обещания, и Надь ничего с этим не может сделать. Почему? Потому что партийный аппарат всё ещё за Ракоши. Весной 1955 года, уже после снятия Маленкова с поста Председателя Совмина СССР, на больного Надя вешают всех собак за отрицательный рост венгерской экономики, за недостаточное внимание к колхозам, а также за, якобы, поддержку правоуклонистских взглядов.
Ракоши не становится Председателем Совмина. Эту роль получает Андраш Хегедюш, над которым стоит партийный аппарат. А над партийным аппаратом стоит… в общем, Ракоши вновь правит балом. Новому старому правительству повезло с хорошими климатическими условиями, и, как следствие, хорошим урожаем. Параллельно с этим венгры решили внедрить очень любопытное с марксисткой точки зрения нововведение: земельную ренту для колхозов в размере 10 процентов прибыли. И эти люди снесли Надя за правый уклон.
Вместе с председателем-реформатором правое крыло партии никуда не ушло. Никакой победы сталинисты так и не достигли. Народ всё ещё был недоволен. А когда правительство начало верстать бюджет на 1956 год, то обнаружило что он… сократился. На 7 процентов.
Описанная Надем в мемуарах неумолимая катастрофа всё продолжала приближаться.
Автор - Szent-István Király