Обзор немецких медиа
🗞(+)WirtschaftsWoche в статье «Экономика России: «Если Путин зашатается, никто его не поддержит» вопрошает, как же так получается, что российская экономика не рушится, несмотря на жёсткие санкции? Бывший менеджер Сбербанка Оливер Кемпкенс рассказывает об устойчивости компаний, хитрых обходных стратегиях России и о переоценённой дружбе с Китаем. Уровень упоротости: высокий 🔴
Беседовал: Берт Лоззе. Перевёл: «Мекленбургский Петербуржец»
WirtschaftsWoche: Господин Кемпкенс, что вы делали в день, когда Россия вторглась на Украину?
Оливер Кемпкенс: Я был в отпуске. Когда я вернулся в Москву, я сразу же подал заявление в Сбербанк и уехал в Германию на полностью загруженной машине.
WirtschaftsWoche: Вы защитили докторскую диссертацию в России, преподавали и начали работать в качестве руководителя в Сбербанке в 2019 году, поэтому вы одинаково хорошо знаете российскую политику и общество. Насколько прочно президент Путин всё ещё держится в седле?
Оливер Кемпкенс: Скажем так: если он начнёт шататься, никто его не поддержит. Путин предполагает, что война на истощение и что Запад в какой-то момент устанет. Важным фактором в его стратегии являются президентские выборы в США в 2024 году.
WirtschaftsWoche: Насколько антизападная пропаганда Путина целаяет простых граждан?
Оливер Кемпкенс: Разжигаемое политикой негодование против Запада едва заметно в рабочей и деловой жизни, по крайней мере, в крупных городах - но капля камень точит. В России всё ещё существует немецкая община, хотя она, вероятно, сократилась на 60-70%. В Россию по-прежнему можно въехать. Враждебность существует, если вообще существует, в сельской местности, где многие люди некритично верят государственной пропаганде. Что касается одобрения войны, то многие россияне практикуют своего рода doublespeaking: в частном порядке многие выступают с гневом против Путина; в опросах, которые регистрируются, одобрение больше по причинам самосохранения [вряд ил он сам верит в то, что говорит — прим. «Мекленбургского Петербуржца»].
WirtschaftsWoche: Российская экономика до сих пор не рухнула, несмотря на санкции. Как вы думаете, реалистичен ли прогноз Международного валютного фонда о том, что в 2023 году экономическое производство может даже немного вырасти?
Оливер Кемпкенс: Да. Российская экономика не рухнет, как мы себе это представляем. У россиян есть опыт защиты от кризисов. Конечно, дела в розничной торговле идут плохо, у автопрома и логистики большие проблемы. Но строительная отрасль и рынок недвижимости, например, уже восстановились. Возможно, в будущем в России будет больше банкротств. Но также и больше миллионеров.
WirtschaftsWoche: Насколько сильно российское население ощущает санкции?
Оливер Кемпкенс: Три примера: цены во многих случаях выросли, бизнес-класс закрыли в скоростном поезде до Санкт-Петербурга, а те, кто может этого избежать, не садятся в самолет из соображений безопасности [чего?! Он правда это сказал?! 🤦♂️— прим. «МП»]. Но в целом жизнь протекает более или менее нормально. В итоге только около 9% западных компаний покинули страну. Ситуация с поставками по-прежнему в порядке. То, что Miele больше не продаёт стиральные машины, теперь берёт на себя китайская Haier Group. Многие игрушки и текстиль теперь также поставляются из Китая.
WirtschaftsWoche: А как насчёт брендовых товаров?
Оливер Кемпкенс: Они тоже всё ещё доступны в России - и относительно легко. Корейские производители осуществляют поставки через Ближний Восток. Итальянские люксовые бренды, такие как Versace или Dolce&Gabbana, по-прежнему на месте. Производители спортивных товаров, такие как Nike и adidas, покинули Россию, но их продукция часто импортируется в Россию европейскими посредниками, например, через Объединённые Арабские Эмираты. Семь грузовых самолетов ежедневно вылетают в Москву из Дубая; у «Аэрофлота» там также есть офис.
WirtschaftsWoche: Попадают ли в страну через Эмираты товары, против которых Запад ввёл санкции?
Оливер Кемпкенс: Возможно, многое происходит в серой зоне, и российская таможня многое пропускает. В любом случае, Эмираты являются новым центром для транспортировки товаров в Россию - в том числе и потому, что Турция в последнее время по политическим причинам более пристально следит за тем, что поставляется в Россию через её территорию. Вы можете перевести деньги из России во все банки Эмиратов, в Abu Dhabi Commercial Bank, в Emirates NBD, это не проблема. Многие русские даже живут сейчас в Эмиратах, официально 277 000, неофициально - более миллиона. В районе Bluewater в Дубае теперь есть «Русский город», где почти все русскоязычные.
WirtschaftsWoche: Подорвали ли западные санкции хотя бы российскую финансовую систему?
Оливер Кемпкенс: Не совсем. Взять хотя бы моего бывшего работодателя, Сбербанк. Он больше не имеет лицензии в Европе, но сейчас расширяет своё присутствие в Китае и Индии. В 2022 году банк отчитался о худших результатах - но, несмотря на санкции, получил прибыль в размере четырёх миллиардов долларов США.
WirtschaftsWoche: Продолжается ли кредитование российских компаний?
Оливер Кемпкенс: Кредиты продолжают поступать. Для некоторых проектов, даже с пятипроцентным капиталом, есть кредит под 2%. И что многие на Западе не знают: западные кредитные карты в принципе доступны и в России; их можно получить, в частности, через Таджикистан. Поначалу некоторые банки выпускали китайскую карту UnionPay. В настоящее время эта карта почти везде снята с производства.
WirtschaftsWoche: Путин и председатель КНР Си Цзиньпин всегда публично отмечают свою политическую дружбу. Как к этому относится бизнес-сообщество?
Оливер Кемпкенс: На уровне бизнеса такой большой дружбы нет. У большинства российских бизнесменов нет желания становиться младшими партнерами китайцев [зато немецкие бизнесмены с огромным удовольствием выступают в роли младших партнёров американцев — и ничего 😀 — прим. «МП»].
О ПЕРСОНЕ
Оливер Кемпкенс
До вторжения России на Украину в 2020 году Оливер Кемпкенс был «управляющим директором» Сбербанка, крупнейшего российского финансового учреждения. Доктор юридических наук, ранее работавший в SAP, таким образом, был одним из самых высокопоставленных немцев в российской экономике. В 2017-2018 годах уроженец Эссена также преподавал инновационный менеджмент российским губернаторам.
@Mecklenburger_Petersburger
P. S. от «Мекленбургского Петербуржца»: отличная кадровая политика у Сбера, просто отличная. Надеюсь, оргвыводы для тех, кто приглашал в Россию этого пассажира, уже последовали.
Мекленбургский Петербуржец в: