Должна ли организация, принимающая лом драгоценных металлов, являющийся вторичным сырьем, иметь лицензию на деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов?
Отвечает ведущий юрист Центра Дорофеева Ксения:
В соответствии с подп. 9 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации в том числе операции по реализации руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов для производства драгоценных металлов и аффинажа.
При этом также на основании п. 1 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в данном Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Так, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее – ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях») лом и отходы драгоценных металлов - изделия (продукция), используемые для извлечения драгоценных металлов и утратившие свои потребительские и (или) функциональные свойства, брак, возникший в процессе производства изделий (продукции), содержащих драгоценный металл, а также остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, других изделий (продукции), используемые для извлечения драгоценных металлов и образовавшиеся в процессе производства.
При этом с 1 марта 2024 г. в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2022 г. № 607-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указанное определение будет изложено в следующей редакции: «лом и отходы драгоценных металлов - полуфабрикаты, промышленные продукты, ювелирные и другие изделия, содержащие драгоценные металлы и утратившие свои потребительские и (или) функциональные свойства в результате использования и (или) вследствие неисправимого брака, возникшего в процессе их производства, а также содержащие драгоценные металлы материалы и изделия, используемые для извлечения драгоценных металлов и образовавшиеся в процессе их производства, лом и отходы производства, содержащие драгоценные металлы.»
Кроме того, в соответствии с п. 37 ГОСТ Р 52793-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Металлы драгоценные. Термины и определения (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 24 декабря 2007 № 388-ст) лом драгоценного металла: пришедшие в негодность, утерявшие эксплуатационную ценность или подлежащие ликвидации изделия и/или их составные части, которые содержат драгоценный металл и могут быть использованы в качестве вторичного сырья для извлечения из них драгоценного металла.
Важно отметить, что согласно примечанию к указанному пункту, лом драгоценного металла является частным случаем лома цветных металлов.
При этом на основании ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лом и отходы цветных и (или) черных металлов - пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.
При этом согласно п. 38 указанного ГОСТ под отходом драгоценного металла понимаются остатки содержащих драгоценный металл сырья, материалов, промежуточных продуктов металлургического производства, образующиеся при производстве и использовании продукции технического и бытового назначения, включая неисправимый брак, которые могут быть использованы для последующей переработки.
Таким образом, из приведенных выше определений следует, что как лом, так и отходы драгоценных металлов являются отходами, содержащими драгоценный металл, и которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья для извлечения из них данного металла.
Одновременно следует отметить следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в законодательство введены новые понятия.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 17.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 268-ФЗ) отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии, в соответствии с данным Федеральным законом могут быть отнесены к вторичным ресурсам.
При этом ст. 1 данного Федерального закона установлено, что вторичные ресурсы - отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства.
Одновременно, согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 268-ФЗ) вторичное сырье - продукция, полученная из вторичных ресурсов непосредственно (без обработки) или в соответствии с технологическими процессами, методами и способами, предусмотренными документами в области стандартизации Российской Федерации, которая может использоваться в производстве другой продукции и (или) иной хозяйственной деятельности.
Таким образом, вторичное сырье может быть получено из вторичных ресурсов непосредственно (без обработки).
При этом вторичное сырье не является отходом.
На основе комплексного анализа приведенных выше положений, можно сделать вывод, что лом драгоценных металлов может быть отнесен к вторичным ресурсам или вторичному сырью.
При этом вторичное сырье может быть образовано из вторичных ресурсов непосредственно (без обработки), в связи с чем проведение каких-либо операций для изменения статуса лома драгоценных металлов с «вторичный ресурс» (отход) на «вторичное сырье» (продукция) не требуется.
Вместе с тем, действующим законодательством не регламентирована процедура перевода веществ из статуса «вторичный ресурс» (отход) во «вторичное сырье» (продукция) в отсутствие операции по утилизации отхода, а также перечень документации, подтверждающей образование вторичного сырья.
Для снижения рисков привлечения к административной ответственности целесообразно отражать образование лома и отходов драгоценных металлов в соответствии с порядком учета в области обращения с отходами, а также предусматривать образование указанных лома и отходов в проекте нормативов образования отходов и лимитах на их размещение.
Одновременно, лицо вправе в договоре на передачу лома драгоценных металлов специализированной организации указать на то, что передаваемый лом является вторичным сырьем.
В соответствии со ст. 15.1 ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и деятельность по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Таким образом, организация, принимающая лом драгоценных металлов, являющийся вторичным сырьем, должна иметь лицензию на деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов.