Найти в Дзене
История и культура Евразии

Основная и альтернативные версии крушения самолета с Юрием Гагариным 27 марта 1968 года

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал человеком года. Его имя гремит по всему миру. Потом о нем немного подзабыли. Но в марте 1968 года его имя снова на первых страницах советских СМИ. Погиб 27 марта во время тренировочного полёта на учебно-тренировочном истребителе МиГ-15УТИ. Объявлен траур. Впервые, не по первому лицу государства. А по стране поползли слухи. О том, что его выкрали инопланетяне, арестовало КГБ, погиб пьяным и во время охоты с самолёта. В реальности, утром в среду 27 марта 1968 года в 10:18 Гагарин и Владимир Серёгин (фронтовик) взлетели с подмосковного аэродрома Чкаловский в Щёлкове. Серегин опытный лётчик. Но уже испытывающий проблемы с сердцем и начальством, которое требовало его полной диспансеризации. Гагарин же хочет вернуться в космос. И для этого ему нужен налёт, что дает психологическую уверенность и возможность не потерять навыки. У Гагарина также психологические проблемы. Недавно, в апреле 1967 года, во время возвращения на Землю погиб друг-космонавт Кома

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал человеком года. Его имя гремит по всему миру. Потом о нем немного подзабыли. Но в марте 1968 года его имя снова на первых страницах советских СМИ. Погиб 27 марта во время тренировочного полёта на учебно-тренировочном истребителе МиГ-15УТИ. Объявлен траур. Впервые, не по первому лицу государства.

А по стране поползли слухи. О том, что его выкрали инопланетяне, арестовало КГБ, погиб пьяным и во время охоты с самолёта.

МиГ-15УТИ (по кодификации НАТО: Midget, Ми́джит — англ. Карлик) — советский реактивный двухместный учебно-тренировочный самолёт, созданный на базе истребителя МиГ-15. Разработан ОКБ Микояна и Гуревича в конце 1940-х годов
МиГ-15УТИ (по кодификации НАТО: Midget, Ми́джит — англ. Карлик) — советский реактивный двухместный учебно-тренировочный самолёт, созданный на базе истребителя МиГ-15. Разработан ОКБ Микояна и Гуревича в конце 1940-х годов

В реальности, утром в среду 27 марта 1968 года в 10:18 Гагарин и Владимир Серёгин (фронтовик) взлетели с подмосковного аэродрома Чкаловский в Щёлкове.

Владимир Сергеевич Серёгин (7 июля 1922, Москва — 27 марта 1968, Киржачский район, Владимирская область) — военный лётчик, Герой Советского Союза (1945), лётчик-испытатель 1 класса (1967), инженер-полковник
Владимир Сергеевич Серёгин (7 июля 1922, Москва — 27 марта 1968, Киржачский район, Владимирская область) — военный лётчик, Герой Советского Союза (1945), лётчик-испытатель 1 класса (1967), инженер-полковник

Серегин опытный лётчик. Но уже испытывающий проблемы с сердцем и начальством, которое требовало его полной диспансеризации.

Гагарин же хочет вернуться в космос. И для этого ему нужен налёт, что дает психологическую уверенность и возможность не потерять навыки.

У Гагарина также психологические проблемы. Недавно, в апреле 1967 года, во время возвращения на Землю погиб друг-космонавт Комаров. Из сообщения ТАСС:

23 апреля 1967 года в Советском Союзе был выведен с целью лётных испытаний на орбиту Земли новый космический корабль «Союз-1», пилотируемый лётчиком-космонавтом СССР Героем Советского Союза инженер-полковником Комаровым Владимиром Михайловичем.
В течение испытательного полёта, продолжавшегося более суток, В. М. Комаровым была полностью выполнена намеченная программа отработки систем нового корабля, а также проведены запланированные научные эксперименты. При полёте лётчик-космонавт В. М. Комаров совершал маневрирование корабля, проводил испытания основных его систем на различных режимах и давал квалифицированную оценку технических характеристик нового космического корабля.
24 апреля, когда программа испытаний была окончена, ему было предложено прекратить полёт и совершить посадку. После осуществления всех операций, связанных с переходом на режим посадки, корабль благополучно прошёл наиболее трудный и ответственный участок торможения в плотных слоях атмосферы и полностью погасил первую космическую скорость.
Однако при открытии основного купола парашюта на семикилометровой высоте, по предварительным данным, в результате скручивания строп парашюта космический корабль снижался с большой скоростью, что явилось причиной гибели В. М. Комарова. Безвременная гибель выдающегося космонавта инженера-испытателя космических кораблей Владимира Михайловича Комарова является тяжёлой утратой для всего советского народа.
Владимир Михайлович Комаров (16 марта 1927, Москва — 24 апреля 1967, Оренбургская область) — советский лётчик-космонавт № 7, дважды Герой Советского Союза (1964), второй раз звание присвоено посмертно (1967), инженер-полковник ВВС СССР. Военный лётчик 1-го класса, космонавт 3-го класса
Владимир Михайлович Комаров (16 марта 1927, Москва — 24 апреля 1967, Оренбургская область) — советский лётчик-космонавт № 7, дважды Герой Советского Союза (1964), второй раз звание присвоено посмертно (1967), инженер-полковник ВВС СССР. Военный лётчик 1-го класса, космонавт 3-го класса

Гагарина в космос пускать не хотят. Все таки первый человек в космосе. Но Гагарин добился своего. Но нужно вспомнить навыки.

Перед полетом Серегин был сильно раздраженным. Причины - неизвестны. Раздраженность отметили другие летчики и техники.

На момент взлёта условия видимости были в норме. Экипаж вылетел в район Киржача Владимирской области, выполнить там несколько полетных заданий.

Уже в 10.30 Гагарин сообщил что все закончил и просит разрешения вернуться. Разрешили, хотя было странно, что полетное задание так быстро выполнили. Это был последний радиовыход Гагарина.

Но самолет не вернулся. И только когда прошло 45 минут (???) с момента выработки топлива начались поиски. В 14.50 поисковая группа на вертолете обнаружила обломки самолёта. На месте нашли фрагменты тел, личные вещи. Место обследовало КГБ и Госкомиссия, которые искали возможные следы террористического акта.

Акт об аварии был секретным. Это и породило много слухов. Позже рассекретили. Из него известно, что причиной аварии был маневр, который привел к сваливанию самолета. Самолет исправен. В крови погибших следов алкоголя не обнаружили.

  • Причиной, неофициально называют то, что Серёгин почему-то взял на себя управление самолетом. И потом, у него произошла потеря сознания. Гагарин не понял этого и вовремя не успел взять на себя управление. Во всяком случае в его крови не нашли адреналина, что свидетельствовало бы о приступе паники или тревоги.
  • Другой версией считается уклонение самолета от столкновения с метеошаром или другим самолетом истребителем-перехватчиком Су-15.
Су-15 (по кодификации НАТО: Flagon — «графин», обозначение прототипа — Т-58, кодовое название — Изделие 42) — советский истребитель-перехватчик, разработанный в начале 1960-х годов
Су-15 (по кодификации НАТО: Flagon — «графин», обозначение прототипа — Т-58, кодовое название — Изделие 42) — советский истребитель-перехватчик, разработанный в начале 1960-х годов

Версию с Су-15 называет и Алексей Леонов. Правда ее не поддерживают другие специалисты.

Алексей Архипович Леонов (30 мая 1934, Листвянка, Западно-Сибирский край, РСФСР, СССР — 11 октября 2019, Басманный район, Москва[5]) — лётчик-космонавт СССР № 11, первый человек в мире, вышедший в открытый космос. Дважды Герой Советского Союза (1965, 1975), генерал-майор авиации (1975), лауреат Государственной премии СССР (1981), член Высшего совета партии «Единая Россия» (2002—2019)
Алексей Архипович Леонов (30 мая 1934, Листвянка, Западно-Сибирский край, РСФСР, СССР — 11 октября 2019, Басманный район, Москва[5]) — лётчик-космонавт СССР № 11, первый человек в мире, вышедший в открытый космос. Дважды Герой Советского Союза (1965, 1975), генерал-майор авиации (1975), лауреат Государственной премии СССР (1981), член Высшего совета партии «Единая Россия» (2002—2019)

Как бы там не было, но гибель Гагарина до сих пор остается одной из тайн XX века.

Статьи по теме: