Blue Train был записан в период работы Джона Колтрейна в составе квартета Thelonious Monk Quartet. На протяжении второй половины 1957 года квартет постоянно базировался и работал в небольшом манхэттенском клубе Five Spot. Колтрейн недавно покинул квинтет Майлза Дэвиса, с которым играл и записывался с 1955 года. Благодаря этому опыту у него появилось множество новых идей, возможность выработать направления, которым он хотел следовать, и определить потенциальные области для своего роста. В квартете Монка игра Колтрейна на стала меняться в сторону длинных саксофоновых соло, поскольку он играл в гораздо более свободном окружении. Музыкант вспоминал: «С Монком у меня была огромная свобода. Иногда он шел выпить, и я оставался солировать один… Мы были практически ничем не ограничены и могли импровизировать в течение 15–20 минут как сумасшедшие, исследуя все возможности наших инструментов». Для Колтрейна это было безумное время; гонорар сайдмена за сессию звукозаписи составляла всего 13,75 долларов, и поэтому он работал не покладая рук, чтобы заработать на жизнь. И все же ему удавалось находить время для развития своих композиторских способностей. Скорее всего, это было тесно связано с неудержимой творческой энергией самого Монка. В эти месяцы Колтрейн проводил большую часть времени за фортепиано, исследуя новые пути при работе с традиционными гармоническими каденциями.
В большинстве своих композиций в качестве основы Колтрейн попрежнему использовал блюзовую форму. Он был музыкантом интеллектуального типа и всегда искал способы развивать свою технику и выразительные средства — при этом он привнес в музыку уникальный духовный аспект. Его игру отличал почти религиозный пыл, наиболее ярко выраженный в более поздних работах, что, несомненно, было основной причиной его успеха у публики, а также среди других музыкантов. Одним из самых восторженных поклонников Колтрейна был Альберт Лайон, владелец Blue Note Records. Колтрейн активно сотрудничал с квинтетом Майлза Дэвиса и был постоянным участником квартета Телониуса Монка, однако саксофонист еще ни разу не записывался на Blue Note в качестве солиста — и Лайон не собирался упускать эту возможность. По причудливой иронии судьбы и странному стечению обстоятельств контракт с Blue Note так и не был подписан, и в мае 1957 года Колтрейн записал свой первый альбом в качестве лидера с конкурентами Blue Note — лейблом Prestige — за три с половиной месяца до записи Blue Train на Blue Note.
В своей книге Blue Note Records: the Biography (Justin, Charles and Co, 2004) историк и музыкальный критик Ричард Кук, изучавший историю создания альбома Blue Train, описывает курьезную ситуацию: в конце 1956 — начале 1957 годов Колтрейн пришел к Альберту Лайону за альбомами Сиднея Беше, и именно тогда они начали обсуждать возможное сотрудничество по созданию своего альбома. Тем не менее, по двум причинам контракт так и не был подписан. Во-первых, в офисе в тот день, к сожалению, отсутствовал фотограф Фрэнсис Вольф, партнер Лайона. Во-вторых, что еще более странно, во время встречи Лайона и Колтрейна кошка Лайона выпала из окна, и Лайону пришлось прервать встречу, выбежать на улицу и позаботиться о несчастном животном. Тем временем Колтрейн, заполучив альбомы Сиднея Беше, покинул здание без подписанного контракта, несмотря на то, что они уже договорились о предоплате за запись альбома.
Первый альбом Колтрейна в качестве бэнд-лидера был записан 31 мая 1957 года и включал шесть треков, благодаря которым Колтрейн получил известность. Для этого альбома основатель Prestige Боб Вайншток организовал необычную сессию — либо из-за ограниченного бюджета, либо просто потому, что считал такой подход наиболее подходящим: музыканты были приглашены на запись в студию без предварительных репетиций и Боб просил их быть максимально раскованными — они записывали длинные, пространные треки с нестандартными, продолжительными соло. В действительности Вайншток хотел перенести идею «живой» джем-сессии в условия студийной записи, с фанатизмом пытаясь воссоздать атмосферу живого джазового выступления. 16 и 23 августа Колтрейн снова приехал на студию Prestige, чтобы сделать новые записи (на этот раз — девять треков), не за-быв, однако, о своей устной договоренности с Альбертом Лайоном и полученном авансе. С согласия Prestige, 15 сентября Колтрейн начал подготовку к записи своего первого и единственного альбома для Blue Note в качестве лидера.
Для записи Blue Train Колтрейн сделал большой шаг вперед с точки зрения композиции и написал четыре из пяти треков в составе альбома: Blue Train, Moments Notice, Locomotion и Lazy Bird. Blue Note, в отличие от Prestige, хорошо платил музы-кантам: оплачивалась не только работа во время сессии, но и репетиции — такая практика была не слишком распространена. Однако с Blue Train было именно так: Альфред Лайон оплачивал Колтрейну целых два дня репетиций — отчасти потому, что музыку должен был играть секстет, а не стандартный квартет или квинтет. Лайон хотел, чтобы все было идеально, вплоть до мельчайших деталей; альбом должен был стать намного большим, чем обычная запись джем-сессии. Владелец звукозаписывающей компании рассчитывал создать шедевр, и Колтрейну это было известно — именно поэтому он собрал группу из самых выдающихся музыкантов, которых только мог себе представить: Ли Моргана (труба), Кертиса Фуллера (тромбон), Кенни Дрю (фортепиано), Пола Чемберса (контрабас) и Филли Джо Джонса (ударные).
Благодарю за внимание! Не забудьте подписаться на мой канал, чтобы не пропустить новые выпуски моих рубрик!