Найти в Дзене
Екатерина Полякова

«Он уже хорошо это делал, и тут снова всё заново».. или откат в развитии

Оглавление

Абсолютно у каждого ребёнка случается такое, что он перестает делать то, что уже хорошо умел. (Пишу про возраст до 3-ех, но информация актуальна и к старшим детям, даже к подросткам)

Например

  • Говорил элементарные слова, типа «пока» и перестал
  • Ходил на горшок без проблем, а тут снова начал писаться
  • Уже давно ест приборами, а сегодня руками 
  • Резко захотел снова пить из бутылки с соской, кружку не хочет 
  • Начал больше ползать, при умении ходить
  • Частые болезни тоже признак регресса: например, при адаптации в саду или в принципе новые условия

И так далее и тому подобное. 

Почему происходит откат, или по-другому регресс? 

Причины могут быть разные, например:

  • Недавно пережитый стресс: это может быть и поездка куда-то, и новое знакомство, и недавний испуг, или новый питомец, это может быть то, на что вы не обратили внимание
  • Недостаточно внимания или наоборот гиперопека
  • Попросту устал: в этом возрасте приобретается очень много навыков, от них кругом голова, поэтому единственный способ «отдохнуть» - вернуться в состояние «маленького»
  • Новые условия, к которым нужно привыкнуть: детский сад, переезд, няня, рождение брата/сестры, даже ремонт в комнате 

Представьте, как сложно ребёнку даются любые изменения, поэтому природа не придумала ничего лучше, как откат в развитии. И звучит это довольно логично: я маленький, значит, обо мне позаботятся, я слабый, значит меня пожалеют, я поплачу и меня утешат и скажут, что любят. 

Что дает ребёнку этот откат? 

  • чувство безопасности: ему комфортно в том состоянии, где все известно. То есть если причина в стрессе, то откат поможет чувствовать себя наиболее защищенно 
  • Чувство любви и нужности: он хочет больше внимания и бессознательно делает это таким откатом, хочется побыть тем неумеющим ребёнком, которым он был буквально пару месяцев назад
  • Отдых, перерыв, перезагрузку

Что важно делать родителю? 

Во-первых, теперь вы вооружены и вам нельзя переживать, злиться и нервничать по этому поводу))

  • Если видите проявления отката, постарайтесь вспомнить, что могло стать причиной
  • Помнить, что откат - явление временное, а значит необходимо просто принять все неудобства и помочь ребёнку пережить этот период, то есть восстановить психологический комфорт
  • Не вестись на манипуляции в виде капризов, это может закрепить такое поведение
  • Заботиться, любить и давать чувство защищенности 
  • не делать преждевременные выводы. Только если регресс затяжного характера, стоит обратиться к специалисту

Пример из практики: ребёнок 1.8 - ходит в туалет сам, знает, когда хочет. Мама уезжает в командировку, ребёнок спустя три дня начинает писаться, причем это не один шаг назад, когда вроде понимает, что хочет, но ничего не делает, это было два шага назад - не понимает, что сейчас описается. Это продолжалось несколько дней, даже после возвращения мамы. Как только ребёнок понял, что мама рядом и не уезжает ни завтра, ни через два дня - все нормализовалось. 

Ещё пример: девочка 2г. - ходит в сад на полдня, говорит пока воспитателям, все хорошо, но тут в ее жизни происходит путешествие на море. После двух недель возвращается в сад и все: и пока не говорит, и маму отпускать не хочет. У ребёнка пока нет уверенности в завтрашнем дне, она не знает, что её ожидает, поэтому мама для неё - единственный островок спокойствия, и говорить пока воспитателям ей совершенно не хочется, хотя она умеет это делать и очень хорошо. В этот момент нужно не удивляться и заставлять ребёнка сказать это пока, а прижать к себе и просто дать почувствовать эту безопасность.