Средневековье — эпоха главенства церкви практически во всех сферах жизни. Духовенство в то время — единственный образованный класс, а монастыри — центры культуры. Однако, к излёту Средневековья светское искусство набирает обороты, и свою роль в этом сыграли часословы.
Часослов — это сборник молитв, которые должны читаться по часам, в конкретное время каждого дня. Такие книги включали в себя обязательные молитвы, а также дополнительные — по желанию владельца книги.
Но если часослов — это сборник молитв, то при чем тут становление светской культуры?
Для полноценного ответа на этот вопрос отмечу, что существует некоторая путаница в терминах. В православии слово «часослов» (а также часовник, или часословец) используют для обозначения богослужебной книги, относящейся именно к церковной культуре. И провести грань в русском языке довольно сложно. Однако в мировой истории искусств часослов — это уже часть светской культуры, так как изготавливались такие сборники молитв для светских заказчиков и не использовались при богослужениях.
Средневековый часослов создавался по заказу состоятельных светских господ. В него могли включить любимые молитвы или молитвы, посвященные определенному святому, и даже жизнеописания этого святого, а также изображения знаковых сцен. Создание таких книг стало своеобразным сломом строгих канонов Средневековья с четкими правилами — появились не только частные заказчики книг, но и индивидуальный подход к каждому из них.
Часословы стали признаком состоятельности и приобрели статус семейной книги, передаваемой из поколения в поколение. За счет статусности и индивидуализации спрос на такие книги начал расти, что в свою очередь привело к росту количества художников и ремесленников, а затем и к применению схематических заготовок для ускорения работы — ступень перехода от ручного труда к машинному.
Ещё часословы интересны тем, что в них было гораздо больше реализма и бытовых деталей того времени, чем в каноничном церковном искусстве. Художники были свободны в своих интерпретациях, всё зависело от их фантазии и мастерства.
Шедевр в ряду часословов — Часослов Жанны д'Эврё королевы Франции, выполненный Жаном Пюселлем в 1324-1328 годах. Это одна из немногих полностью сохранившихся рукописей, при этом ещё и авторская — что редкость для Средневековья. На страницах этого часослова мы видим совмещение готической стилистики и стилистики раннего Возрождения, детализированные изображения, объемы и складки, технику гризайль и орнаментальные рамки.
Более поздний шедевр, созданный Братьями Лимбург в 1410-1490-е года, часослов герцога Беррийского. В нем насчитывается более 200 невероятно красочных миниатюр, книга изобилует разнообразием и сложными узорами. Начинается этот часослов с календаря, который описывает не только сельскохозяйственные работы в соответствующее время, но и знаки зодиака.
Иллюстрации в часословах не только украшают, но и развлекают. На страницах Средневековых книг мы можем встретить шутливые фигурки — дролери. Художники помещают их на страницы именно для отвлечения и развлечения. Ещё один «класс» существ со страниц книг — маргиналии. Это шутливые изображения животных, людей, вымышленных персонажей. Они часто помогают тексту и изображению слиться воедино, рисунок как бы вплетается в повествование. Маргиналии не только разнообразили визуальный ряд и разбивали монотонность готического шрифта, но и служили закладками. Именно по ним читатель мог быстро найти нужный ему отрывок текста, так как образы маргиналий были запоминающимися и ассоциативно связывались с содержанием.
Феномен появление часословов свидетельствует о взаимном влиянии светской и религиозной культур, смене отношения к религиозным книгам — они стали не только культовыми предметами, но свидетельством богатства и роскоши, а также роста грамотности населения. Эти книги — уникальные памятниками средневековой культуры, во многом отражающие реалии людей того времени, их быт, обычаи и уклад жизни.