Найти в Дзене

Три мушкетера - 2023. Суровые оттенки осенней Франции и война экономической элиты

Ева Грин и Венсан Кассель в ролях бывших супругов

@Максим КАЗЮЧИЦ

В российский прокат (дистрибьютор — кинокомпания «Атмосфера кино») вышла первая часть франшизы «Три мушкетёра: Д’Артаньян» (Les Trois Mousquetaires: D’Artagnan, 2023), режиссер фильма — Мартин Бурбульон. Проект — целиком копродукция Старого света: к французским Chapter 2, Pathé и M6 Films присоединились Constantin Films Produktion, ZDF (Германия), DeAPlaneta (Испания) и Umedia (Бельгия). 

Несомненная прелесть фильма в том, что здесь концепция романа, хотя и лихо, но остроумно переписана, причем совсем даже не ради фемповестки, не ради гендерного или этнического плюрализма — впрочем, и с мультикультурализмом тут тоже как-то (по американским меркам) не все гладко. Иными словами, фильм этот не надо смотреть, если вам нравятся афроамериканцы или американокитайцы там, где их как бы никогда не могло бы быть. 

Это не Netflix. 
И это прекрасно. 

Набившего оскомину американского понимания народного равенства в новой экранизации Дюма непривычно нет. Однако есть неожиданный поворот, концептуальный настолько, что авторы проекта ради него переписали если не все, то многое. 

Надо сказать, что лихие сюжетные перестановки не особо впечатлили зарубежных критику. Cineuropa больше озабочена размахом постановки и феноменом «золотого мальчика» Бурбулона (снявшего до этого гораздо более скромного «Эйфеля»), которому доверили такие ресурсы и который это доверие оправдал.  ScreenDaily — поражена невообразимым числом звезд (причем своих, родных, французских) и современностью постановки. Sortir Paris— просто в анафилактическом шоке от колоссального бюджета (самая дорогая франшиза во Франции — 60 млн €, уверен один из продюсеров Димитри Рассам) и звездного состава. 

Осада Ла-Рошели 1627-1628 годов у Дюма — событие важное скорее для неукротимой четвёрки мушкетёров, чем для всего остального романа. Тут друзей едва не отравила Миледи добрым Анжуйским, они продемонстрировали командный дух, едва не захватили Ла-Рошель и сделали много чего еще. 

Людовик и д’Артаньян
Людовик и д’Артаньян

К тому моменту, когда Д’Артаньян приступил к звездной своей карьере кадета мушкетеров, во Франции уже отгремели Гугенотские войны, настало время Гугенотских восстаний. Людовик XIII и Ришелье закончили основной процесс католизации Франции, а сын Людовика окончательно сломил протестантизм, превратив страну в одно из мощнейших государств с абсолютной монархией и религией.   

Проблема Ла-Рошели (о которой только говорят в первой части франшизы) в том, что экономическая элита попыталась отколоться и использовала в качестве рычага собственную веру. Поддержка нашлась у Англии, давнего врага Франции. И когда в перспективе замаячила Ла-Рошель с явным замахом на республику по типу Республики Объединенных Провинций (Голландия), которая успешно эмансипировалась от Испанской империи, — французская корона перешла к активным действиям.   

То, что любовь герцога Бекингема, фаворита Карла I, к Анне Австрийской неплохо уживалась с его прямыми интересами в этой протестантской авантюре, Дюма ретушировал как мог. Впрочем, месть французских сценаристов была сокрушительной. Бекингем (ибо англичанин) оказался гендерно разносторонним фатом, открывшим подарок любимой женщины всеобщему обозрению прямо на местном карнавале. Он пристроил его прямо на собственной не слишко чистой, но расстегнутой груди к вящей радости упившихся вельмож. И тут же, на карнавале подвески перекочевали с шеи Бекингема, занятого соблазнением, к Миледи.

Ева Грин в роли Миледи
Ева Грин в роли Миледи

Сценаристы Матьё Делапорт и Александр де Ла Пательер (они ранее писали сценарии для двух комедий Бурбулона «Любовь вразнос» и «Любовь вразнос 2») поставили протестантскую / гугенотскую линию в центр истории фильма. Авторам настолько важен был этот мотив, — единой и сильной Франции, — что ради него переписали даже линии главных героев. 

Подробный разбор всех мотивов здесь:

Д’Артаньян и дух протестантизма - Телекинет | Telekinet

Так как Миледи успела изящно спланировать с крутого английского обрыва, а осада Ла-Рошели стала неизбежной, то времени на историю о чисто мужской дружбе по большому счёту не осталось. Постановщики явно уверены, что между Д’Артаньяном и Миледи конфликт продолжится, поэтому вторая часть, которая выйдет в декабре сего года, называется «Миледи»…

Кассель в роли Атоса
Кассель в роли Атоса

А вы уже смотрели эту экранизацию ❓

Какую предпочитаете версию романа❓

Как Вам Грин в роли Миледи и Атос в исполнении Касселя❓