Из цикла "Жизнь замечательных друзей".
Слова иногда нуждаются в музыке…
Эдвард Григ
— Когда я пришёл в “Тралфлот” устраиваться по распределению, — рассказывал капитан Мохвин, уже на пенсии капитан, — девушки в отделе кадров посоветовали поискать работу где-нибудь в другом месте, у них, дескать, 40 траулеров становится на прикол.
Шёл девяностый, плавсостав был не нужен. Разум терзала неприятная мысль: "А не закопать ли свой штурманский диплом, не попрощаться ли со своей мечтой о море, которой посвятил годы учёбы в мореходке?"
Шёл по проспекту. В Мурманске ведь не так много проспектов, и, вероятно, потому в этом городе нередки неожиданные встречи.
— Ба, друг Никулушкин! — невольно вырвался мой радостный возглас.
По бровке шагал неунывающий фантазёр Серёга! С Серёгой-лётчиком легко под небесами! Настроение только от одного вида однокашника приободрилось! Про Никулушкина автор наверняка ещё напишет отдельно, а я продолжу свою историю.
Конечно, в завязавшейся беседе я поделился с ним своими невесёлыми известиями; спросил о сущем характере его бытия. Какие могут быть секреты между товарищами, которые вышли из одной роты?! Оказалось, что Никулушкин трудится отнюдь не штурманом, а навигатором. Есть специфические отличия между этими ипостасями судовождения. Такой его нестандартный выбор лишний раз подчёркивал незаурядную индивидуальность Сергея Никулушкина. Он и дал мне напутственный совет:
— Вон свечу видишь? Я там работаю. Попробуй, может возьмут, — его рука описала широкую циркуляцию, остановившись на одной из виднеющихся башен-девятиэтажек, которые в Мурманске именовались свечами. Тот гостеприимный жест, верно, стал для меня приглашением в профессию.
Так, волею случая, оказался я работником ФГУП “Севморнефтегеофизика”. Ходил на исследовательских или, как тогда говорили, научных судах.
Был контракт на сейсмологические исследования в Бенгальском заливе. Долгий перелёт несколькими самолётами на восточное побережье Индии. Аэродром Калькутты, до порта, где находился наш кораблик три часа на автобусе. Я, капитан, как положено, расположился рядом с водителем, слева. Движение-то там левостороннее. Еду, наблюдаю сцены индийской жизни. Воспитанный фильмами из Болливуда ожидал увидеть более колоритные картины. А там серость, бедность, антисанитария…
Моё внимание обратилось на специфику местного дорожного движения. Великое множество разномастного транспорта: аляповатые грузовики, мотоциклы, грузовые и пассажирские тук-туки, такси-амбассадоры, автобусы. Весь транспорт расцветки "вырви глаз" и из давних-давних времён. Многие тарантасы на корме несли призыв "Blow the Horn!". Должен признать — это действовало! Огромные нерегулируемые перекрёстки, перестроения и обгоны все водители совершали с использованием клаксона.
Локоть правой руки нашего водителя торчал из окошка, а его кисть постоянно лежала на сигнале. Всякий манёвр автобуса предварялся замысловатым аккордом. "Что это — морзянка?" — прикидывал я. Определённо, водители посредством сигналов общались между собой. Оперативно "разруливали" любую ситуацию на дороге без ПДД, знаков, светофоров и инспекторов. Особенно мне запомнилась ассертивная мелодия, которую исполнял шофёр при подъезде к пересечению улиц. "Тру-ту-ту-ту-и-ля-ля!" — издавал горн, и автобус не снижая скорости уверенно преодолевал перекрёсток. А все остальные участники движения замирали, уступая нам дорогу. Оный вирусный мотив так и играл в голове, когда наш кораблик уже был в плавании.
Косы, сотни метров длиной за кормой. Разряды пневмоисточников. Приборы улавливают отражённый сигнал. Таким образом мы просвечивали профиль морского дна Бенгальского залива долгие месяцы. Ходить намеченными курсами и определённой скоростью без возможности совершить быстрый манёвр расхождения — такова особенность наших корабликов. А в тех водах достаточно интенсивное движение. На время исследований нам в помощь дали пару местных шхун, чтоб помогать расходится с местными рыбачками.
Самый финал контракта. Наши "ассистенты" неожиданно и безапелляционно сообщают, что получили распоряжение своей хозяйки нас покинуть, и растворяются вдали. Нам надо сделать ещё пару пробегов, буквально 80 километров туда и обратно. Да, мы измеряли сейсмические профили не в милях, а в километрах.
Наблюдаю флотилию местных рыбачков на сближающемся курсе. 26 траулеров, или скорее баркасов. Как и положено рыбакам, упрямо тащат за собой то ли тралы, то ли драги. 18 из них проходят точно над моей косой. Из средств связи у них только маломощные walky-talky. По МППСС преимущества прохода у обоих. Как сообщить, что я реально не могу маневрировать?
Старпома и секонда на быстроходном катере посылаю им навстречу. Но и тем не так просто с ними разъясниться. А если сцепится моя коса с теми тралами — невыполнение контракта, убытки на миллионы! Сближаемся медленно, но неотвратимо. Когда взаимосближение наше становится критическим и, кажется, что авария неизбежна, вдруг вспоминаю ту мелодию шофёра. "Тру-ту-ту-ту-и-ля-ля!" Исполняю я тифоном многократно. И да — магия музыки! Рыбаки реагируют на гудки! Баркасы все вдруг отварачивают, и мы чисто разходимся.
— Так стечение случайностей, подчас, регулирует наши жизни! Хотя в случайность случайностей лично я не верю, это только иллюзия случайности, — подвёл итог своего рассказа Андрей Мохвин.
09 апреля 2023 года.