Найти тему

Межпланетные пилотируемые экспедиции: особенности подготовки многонациональных экипажей

Авторы

Реализация глобальной программы освоения космического пространства на основе построения и штатной эксплуатации Международной космической станции (МКС), а в обозримом будущем — организации и реализации программ пилотируемых межпланетных полетов диктует необходимость расширения и укрепления делового общения и продуктивного взаимодействия специалистов различных национальностей и культур. Высокая стоимость подобных проектов и сложность их осуществления силами одного национального государства дополнительно актуализирует проблему социально-культурного взаимодействия космонавтов разных стран в составе смешанных экипажей на основе принципов гуманизма, равноправия и толерантности в процессе их профессиональной деятельности. В настоящее время карта стран-участниц пилотируемых космических полетов имеет довольно внушительный вид.

Российские космонавты принимают участие и входят в составы многонациональных экипажей и фактически вовлечены в существующие и самостоятельно функционирующие системы отбора и подготовки астронавтов стран космической кооперации, систему культурных, нравственных, морально-этических норм поведения и межличностных взаимоотношений, действующих через призму этнической составляющей. При этом последний аспект, как показывает опыт медико-психологического сопровождения многонациональных экспедиций на МКС, в вопросе обеспечения эффективности выполнения программы миссии и безопасного поведения ее экипажа занимает не последнее место. Следует помнить, что это касается не только экипажей, состоящих из представителей различных государств, но и российских космонавтов как представителей многонациональной страны. В этой связи особое место в системе медико-психологического сопровождения экипажей на всех этапах подготовки пилотируемых межпланетных экспедиций занимают воспитание уважительного отношения к традициям разных народов, мероприятия по формированию стабильного взаимопонимания между космонавтами, осознанного допущения иной точки зрения на одно и то же явление, плюрализма мнений и оценок. Основным средством достижения взаимопонимания при любых видах деятельности вообще и работы космонавтов, в частности, служит их общение. В ходе общения они проявляют себя и свою компетентность, усваивают общечеловеческий и профессиональный опыт, исторически сложившиеся общественные нормы, ценности, знания и способы деятельности. Именно в общении этническое, расовое, социальное и культурное многообразие мира открывает бесконечные возможности для взаимообогащения людей (культурного, нравственного и профессионального) [1, 2], а космонавту одновременно помогает в понимании планетарности своей миссии или своей роли как жителя планеты Земля, а не только отдельно взятой страны.

В то же время контакты представителей разных народов, социальных групп или культур предполагают высокие требования к каждому из их представителей. Люди должны владеть всем арсеналом разнообразных форм и средств культурного общения, основами этнопсихологии своих партнеров (по отряду, космической деятельности из агентства другой страны, экипажу). Любому человеку следует развивать свои навыки общения и применять их в конкретных жизненных ситуациях, а также уметь своевременно сглаживать возникающие конфликты. Это особенно важно применительно к деятельности членов экипажей пилотируемых межпланетных миссий. В настоящий момент при выполнении межпланетных космических полетов выделяют четыре основные группы рисков [3], связанных с психической сферой человека. К их числу относятся:

  • риск развития психических расстройств, связанных с воздействием радиации;
  • риск развития ошибочных действий, вызванных недостатком и нарушением сна, утомлением и избыточной рабочей нагрузкой;
  • риск развития неблагоприятных поведенческих и психиатрических состояний, вызванных комплексным воздействием факторов полета;
  • риск развития негативных ситуаций, обусловленных низким уровнем группового взаимодействия и сотрудничества.

Результатом проявлений этих рисков могут быть снижение эффективности деятельности космонавтов, нарушения устойчивого коллективного безопасного поведения в экипаже и т.д. Среди множества факторов межпланетного полета, формирующих данные риски, ведущее негативное значение имеют следующие:

  • замкнутое пространство обитания с сужением границ личного пространства, социальной дистанцией и развитием эффекта «автобусной давки» (нарастание напряжения, раздражительности и агрессивности);
  • относительная социальная изоляция с утратой важных психических связей с привычным кругом общения и ограничение непосредственного социального окружения космонавта по типу «насильственной коммуникации»;
  • чувство отрыва от Земли, так называемый феномен break-off (оторванности, отрешенности);
  • постоянная реальная угроза для жизни (радиация, метеориты, вероятность опасного контакта с новыми формами жизни и др.), а также состояние тревоги и настороженности, которые способны приводить к развитию разнообразных фобий;
  • абсолютная автономность функционирования и невозможность осуществления связи с наземными службами управления полетом в реальном масштабе времени, необходимость самостоятельного оперативного принятия решения при возникновении нештатных и аварийных ситуаций;
  • монотонность выполняемой работы, а в определенные периоды полета полное ее отсутствие;
  • безусловное и первостепенное значение совместимости членов экипажа;
  • отсутствие доказательных данных об устойчивости психики человека к осмыслению момента после ухода с земной орбиты и осознанию невозможности экстренной посадки (преодоление точки невозврата);
  • возникновение доминирующего чувства ностальгии при длительном пребывании в условиях экспедиции и работе в составе экипажей инопланетных баз и др.

Принятая сегодня система психологического отбора, подготовки и комплектования космических экипажей в ведущих космических агентствах мира ориентирована на обеспечение орбитальных полетов около Земли, что в ряде случаев не может отвечать требованиям медико-психологического сопровождения межпланетных миссий. Одним из таких требований является сохранение позитивного межличностного взаимодействия и коллективного безопасного поведения членов экипажа на всех этапах полета. Особую озабоченность в данном случае необходимо проявлять в оценке риска нарушения командной деятельности экипажа по разным причинам, включая проявления национальной интолерантности. В длительном автономном полете командный риск в первую очередь скажется на производительности труда членов экипажа, что может серьезно повлиять на успех реализации программы полета в целом. Ключевым элементом, формирующим благоприятное и эффективное командное взаимодействие, является коммуникативная компетенция, формируемая в процессе подготовки космонавтов. Одним из ее основополагающих принципов является коммуникативная толерантность, обеспечивающая умение строить деловое и межперсональное общение с партнерами исходя из понимания и принятия их этнопсихологических особенностей, доверия к уровню профессиональной подготовленности членов экипажа, понимания задач выполняемой миссии. Реализация актуальной потребности в практике подготовки космонавтов принципа коммуникативной толерантности требует выполнения следующих правил:

  • коммуникация происходит тогда, когда один человек приписывает определенное значение поведению или словам другого человека;
  • коммуникация успешна в том случае, если приписанное понимание действий и поведенческой реакции партнера совпадает с истинным значением, которое другой человек намеревался передать.

Важно помнить о том, что в каждой культуре нормы поведения, отношения, ценности передаются из поколения в поколение. При этом в большинстве случаев человек не задумывается обо всех нюансах своей культуры, истоках возникновения тех или иных отношений, их первопричинах, а зачастую и не знает их. Интересно отметить, что общение представителей одной культуры происходит посредством знакомых реплик и принятых форм поведения. При контакте же с другой культурой индивидуум начинает ощущать недостаток знакомых лингвистических формул и поведенческих реакций, манер. В этих случаях, особенно при общении в экстремальных условиях жизнедеятельности, велика опасность того, что значение, приписанное поведению человека другой культуры, не совпадает с его истинной сутью [4]. Предположение же, что иностранцы полностью разделяют наши взгляды, убеждения, ценности и нормы поведения, изначально ложно.

Социум Международной космической станции — это интернациональный экипаж, где люди различных национальностей, имеющие свои психологические и этнопсихологические особенности, долгое время живут и работают в ограниченном пространстве. При этом наличие национальных сегментов в структуре МКС привносит дополнительные осложнения в процесс обеспечения и сохранения устойчивых позитивных отношений между членами экипажа. Это происходит ввиду различий в их социально-бытовых условиях обитания на борту станции, а также по причине искусственного разделения единого экипажа на обитателей национальных сегментов.

Одним из важнейших элементов построения коммуникации является знание языка общения. В настоящее время на борту МКС таковыми являются русский и английский языки. В связи с этим формирование иноязычной коммуникативной компетенции, готовности к реальному иноязычному общению является основной целью обучения российских космонавтов английскому языку на самых ранних этапах их подготовки (до включения в состав экипажа МКС). Следует понимать, что знание иностранного языка не гарантирует, но является необходимым условием успешности межкультурного взаимодействия [5], на пути которого могут возникнуть неполное понимание, этнические стереотипы, предрассудки, состояние культурного шока, переоценка сходства родной и иноязычной культуры, их конфронтация на уровне индивидуального сознания. Опыт показывает, что большинство кандидатов в члены экипажа МКС подчас слабо знакомы с иноязычной культурой, не испытывают потребности в углублении своих знаний и не всегда полностью готовы к межкультурному общению. Однако практически все они не отрицают ее важность. Многолетняя практика подготовки международных экипажей убедительно свидетельствует, что формирование данной социокультурной компетенции космонавта имеет дополнительное значение как средство воспитания его личности. Социализация космонавтов средствами иностранного языка способствует уточнению их образа «я», осознанию себя субъектами национальной культуры, новому осмыслению своей общечеловеческой миссии. Терпимость к непохожести носителей иноязычной культуры, позитивное к ним отношение, аналитический подход к социокультурным явлениям должны быть направлены на деловое общение, способствуя проявлению уважения, открытости, пониманию межличностных различий и принятию собеседника, повышению эффективности профессионального взаимодействия в экипаже.

С целью практической реализации данных положений в 1994 году для группы российских космонавтов, включенных в составы международных экспедиций на станцию «Мир» в рамках совместных космических программ РФ и США «Мир» — «Шаттл» и «Мир» — NASA, впервые были организованы и проведены специальные занятия по программе межкультурального общения (cross-cultural training). Попеременное проведение учебных сессий на базе космических центров России и США также способствовало продолжительному (формальному и неформальному) общению космонавтов и астронавтов двух стран, установлению устойчивой позитивной коммуникации между ними. Одновременно в практику подготовки был введен новый элемент деятельности космонавтов и астронавтов — кандидатов в состав международных экипажей: годичная работа в зарубежном космическом центре (в Хьюстоне, США, и Звездном городке, РФ) в качестве официального представителя — координатора по проведению подготовки совместных экипажей и одновременно по более глубокому изучению культуры страны пребывания.

Существенную роль в процессе интенсификации формирования иноязычной социокультурной компетенции играет личность космонавта, в которой на первый план выходят высокий уровень его собственной профессиональной компетенции и ряд личностных качеств, определяющих эффективность делового и межперсонального общения: непредвзятость, уважение, терпимость к непохожести собеседника, способность понимать его психологическое состояние, сопереживать ему. К числу таких качеств можно отнести следующие характеристики:

  • готовность понимать психологическое состояние партнеров, умение понять позицию другого, проявить интерес к его личности, встать на его точку зрения, чуткость, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение и способность мысленно моделировать его внутренний мир («встать на место другого»);
  • умение создать обстановку терпимости к непохожести другого человека в общении, к тем ценностям, которые составляют содержание его взглядов и позиции, безусловно положительное отношение к иноязычному коллеге;
  • умение придавать своим эмоциям не разрушительный, а конструктивный характер, высокая степень саморегуляции и выдержка.

Огромное значение в данном направлении имеет профессиональная и психологическая подготовка космонавтов — индивидуальная, в составе групп и экипажей. Она должна представлять собой совокупность мероприятий, которые направлены на постоянное изучение и развитие профессионально важных психологических качеств космонавта, необходимых для успешной профессиональной деятельности в специфических условиях обитания. При этом необходимо учитывать усложненные и нештатные ситуации, формировать общую психологическую готовность к полету. Среди всего многообразия таких мероприятий нужно особо выделить тренировки экипажей по выживанию после аварийной посадки в различных климатогеографических зонах — лес, пустыня, море; тренировки на тренажерах при отработке сложных операций и нештатных ситуаций в сложных условиях существования в регулируемой информационной экологической среде (изоляционных тренировках).

В процессе такой подготовки экипажи, помимо других задач, решают практические вопросы по формированию устойчивых навыков формального и неформального (включая вербальное и невербальное) общения. Обычно исследования в условиях изолированных гермокамер проводятся при отборе кандидатов в космонавты. Однако эти технические средства, на наш взгляд, должны найти более широкое использование при психологической подготовке межпланетных экипажей в интересах моделирования отдельных этапов полета и отработки алгоритмов деятельности и правил поведения по различным сценариям.

Таким образом, в общем виде задачи психологической подготовки состоят в создании психологических условий, способствующих личностному и профессиональному росту, успешности подготовки в целом и реализации программы полета; формировании и развитии социально-психологических навыков, обеспечивающих эффективное взаимодействие в экипаже (в том числе и международном); выработке у космонавтов нервно-психической устойчивости и надежности операторской деятельности в условиях неблагоприятных факторов полета и адекватного реагирования при встрече с неизвестными формами и событиями; сохранении и укреплении психического здоровья. Очень важно, чтобы такая подготовка космонавтов начиналась задолго до включения их в состав экипажа международной межпланетной экспедиции и с самых первых занятий начиналась с объяснения и обучения основополагающим элементам построения фундамента индивидуальной и групповой коммуникации с позиций понимания этнопсихологических особенностей их иноязычных партнеров:

  1. анализ поведения партнера должен проходить по схеме трех «о»: описание — объяснение — оценка;
  2. любое поведение человека может быть вызвано не только личностными характеристиками, но и этническими особенностями;
  3. целесообразно интерпретировать слова и поведение партнера гибко, в нескольких вариантах, с позиции понимания возможности искажения смысла его действий, из-за наличия относительного языкового барьера и возможных неточностей перевода;
  4. осознанно и искренне стремиться к установлению хороших отношений с коллегами по экипажу, использовать для этого позитивные элементы их национальных традиций и культуры;
  5. избегать в общении крайних оценок, особенно применительно к вопросам, касающимся этнических особенностей партнеров.

В заключение необходимо подчеркнуть, что космонавт как член международного экипажа межпланетной экспедиции должен четко представлять, что при взаимодействии представителей различных культур полное их взаимопонимание может быть достигнуто скорее теоретически, нежели практически. Реально речь может идти только об успешной или эффективной коммуникации, которая допускает определенную степень непонимания, но не препятствует достижению основной и единой цели, а именно успешного выполнения программы полета, обеспечения психологического благополучия экипажа и безопасного коллективного поведения.

Межкультурная коммуникация представляет собой сложный, многоплановый и многоуровневый процесс установления и развития контактов между равноправными партнерами, порождаемый потребностями взаимопонимания и приводящий к паритетному сотрудничеству. Эффективная межкультурная коммуникация в ходе подготовки и реализации программы межпланетного космического полета может быть достигнута такими отношениями между членами экипажа, которые обеспечивают их взаимопонимание и успешное взаимодействие в штатных и конфликтных ситуациях.

Несмотря на отсутствие в настоящее время строгих критериев успешной коммуникации, очевидно, что она должна обладать следующими чертами:

  • открытостью к познанию чужой культуры и восприятию психологических, социальных и культурных различий представителей разных национальностей;
  • способностью преодолевать стереотипы и предрассудки;
  • психологическим настроем на кооперацию с представителем другой культуры;
  • творческим и сознательным отношением к процессу коммуникации с использованием соответствующих моделей и стилей коммуникации, применяемых в родной культуре;
  • стремлением избегать крайних оценок действий партнера;
  • обязательным соблюдением этикетных норм своей и чужой культуры;
  • владением набором коммуникативных средств (вербальных и невербальных) и их правильным выбором в зависимости от ситуации общения;
  • стремлением к сбалансированности и симметричности общения.

Таким образом, одним из важных элементов эффективной целенаправленной деятельности международных экипажей межпланетных экспедиций по реализации программы полета является обеспечение устойчивого взаимодействия их членов, построенного с учетом национально-психологических особенностей людей различных этнических общностей. Ключевым элементом является необходимость формирования толерантной этнической среды в процессе подготовки космонавтов и ее сохранения в полете. При этом необходимо создание на борту условий максимально комфортного существования с помощью воздействия на этническое бессознательное каждого из членов экипажа путем индивидуального подбора составляющих быта, учета вкусовых пристрастий при составлении меню и культурных предпочтений при подборе средств психологической поддержки экипажа [6].

Работа поддержана темой РАН № 63.2

Литература

  1. Теория межкультурной коммуникации: учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ. ред. Ю.В. Таратухиной и С.Н. Безус. М.: Юрайт, 2016. 265 с.
  2. Хотинец В.Ю. Этническая идентичность и толерантность: учебное пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2020. 121 с.
  3. Banks A. Astronaut biography project for countermeasures of human behavior and performance risks in long duration space flights. NASA Johnson Space Center, NASA USRP, Intemship Final Report, 29 February 2012.
  4. Николаева Е.А., Плужник В.С. Культурологический аспект как необходимый компонент иноязычной подготовки инженера-судоводителя для работы в смешанном экипаже // Научный вестник Южного института менеджмента. 2019. № 3. С. 117 – 121.
  5. Каратабан И.А., Коблева З.Х. Особенности построения толерантных отношений в современном мире // Sciences of Europe. 2020. № 60-3. С. 16 – 18.
  6. Рюмин О.О. Вопросы психологического обеспечения пилотируемых межпланетных полетов // Авиакосмическая и экологическая медицина. 2017. Т. 51. № 4. С.15 – 20.

Источник: Рюмин О.О., Бубеев Ю.А. Межпланетные пилотируемые экспедиции: особенности подготовки многонациональных экипажей // Воздушно-космическая сфера. 2021. №2. С. 12–22. DOI: 10.30981/2587-7992-2020-107-2-12-22

Рюмин Олег Олегович

кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник, заведующий лабораторией Государственного научного центра РФ — Института медико-биологических проблем РАН.
Москва

Бубеев Юрий Аркадьевич

профессор, доктор медицинских наук. Заместитель директора по научной работе, руководитель отдела психологии и психофизиологии Государственного научного центра — Института медико-биологических проблем РАН.
Москва

-2