Найти тему
Максим о разном

Фото-отчёт о посещении павильона "Космос" на ВДНХ

Дата: 11.04.2023

Павильон №32 "Космос" на ВДНХ

Спускаемый аппарат космического корабля "Восток-6" В.В. Терешковой

ОКБ-1 (РКК "ЭНЕРГИЯ" ИМ. С.П. КОРОЛЁВА). 
КОНСТРУКТОР: С.П. КОРОЛЁВ. 
ПОСЛЕДНИЙ ПИЛОТИРУЕМЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ СЕРИИ "ВОСТОК"

16-19 июня 1963 года Валентина Владимировна Терешкова (позывной "Чайка") совершила свой полёт в космос в качестве единственного члена экипажа - командира корабля "Восток-6". Продолжительность космического полёта составила 2 суток 22 часа 50 минут. За это время "Восток-6" 48 раз облетел вокруг Земли. Специально для полёта Терешковой была разработана конструкция скафандра, приспособленная для женского организма, некоторые элементы корабля также были изменены под возможности женщины
Спускаемый аппарат космического корабля "Восток-6" В.В. Терешковой ОКБ-1 (РКК "ЭНЕРГИЯ" ИМ. С.П. КОРОЛЁВА). КОНСТРУКТОР: С.П. КОРОЛЁВ. ПОСЛЕДНИЙ ПИЛОТИРУЕМЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ СЕРИИ "ВОСТОК" 16-19 июня 1963 года Валентина Владимировна Терешкова (позывной "Чайка") совершила свой полёт в космос в качестве единственного члена экипажа - командира корабля "Восток-6". Продолжительность космического полёта составила 2 суток 22 часа 50 минут. За это время "Восток-6" 48 раз облетел вокруг Земли. Специально для полёта Терешковой была разработана конструкция скафандра, приспособленная для женского организма, некоторые элементы корабля также были изменены под возможности женщины
Спутник-1, 1957
Спутник-1, 1957
Реактивный двигатель, 1933. Демонстрационная установка
ГИРД
Из коллекции Политеха
Реактивный двигатель, 1933. Демонстрационная установка ГИРД Из коллекции Политеха
Космический корабль "Восток-1"
Макет 1:1

ОКБ-1 (РКК "ЭНЕРГИЯ" ИМ. С.П. КОРОЛЁВА)
КОНСТРУКТОР: С.П. КОРОЛЁВ
НАЧАЛО РАЗРАБОТКИ: ФЕВРАЛЬ 1958 ГОДА
ПЕРВЫЙ ПИЛОТИРУЕМЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ

На корабле "Восток-1" 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый в мире космический полёт. Всего было выполнено шесть пилотируемых запусков кораблей этой серии, все успешные. Во время полётов изучалось, как невесомость влияет на состояние человека, проверялись принципы построения космических аппаратов, велась отладка конструкций и систем.
Обитаемый объём "Востока" - всего 1.6 куб. м. Дольше всех в ограниченном пространстве корабля довелось работать Валерию Быковскому. Его полёт на "Востоке-5" длился 4 суток 22 часа 56 минут
Космический корабль "Восток-1" Макет 1:1 ОКБ-1 (РКК "ЭНЕРГИЯ" ИМ. С.П. КОРОЛЁВА) КОНСТРУКТОР: С.П. КОРОЛЁВ НАЧАЛО РАЗРАБОТКИ: ФЕВРАЛЬ 1958 ГОДА ПЕРВЫЙ ПИЛОТИРУЕМЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ На корабле "Восток-1" 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый в мире космический полёт. Всего было выполнено шесть пилотируемых запусков кораблей этой серии, все успешные. Во время полётов изучалось, как невесомость влияет на состояние человека, проверялись принципы построения космических аппаратов, велась отладка конструкций и систем. Обитаемый объём "Востока" - всего 1.6 куб. м. Дольше всех в ограниченном пространстве корабля довелось работать Валерию Быковскому. Его полёт на "Востоке-5" длился 4 суток 22 часа 56 минут
Космический скафандр "Беркут"
Макет 1:1

ЗАВОД П/Я №1052 ГКАТ (АО "НПП "ЗВЕЗДА" ИМ. АКАДЕМИКА Г.И. СЕВЕРИНА")
НАЧАЛО РАЗРАБОТКИ: 1964 ГОД
МАССА: 20 КГ (С СИСТЕМОЙ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ - 41.5 КГ)

"Беркут" - первый скафандр для работы в открытом космосе. Именно в таком скафандре 18 марта 1965 года Алексей Леонов впервые в истории вышел в безвоздушное пространство. За пределами корабля "Восход-2" космонавт находился 12 минут 9 секунд. Скафандр использовался не только для внекорабельной работы, но и как защитный костюм при старте и приземлении. Расчётное время работы скафандра при разгерметизации кабины корабля - 4 часа, в условиях открытого космоса - 45 минут
Космический скафандр "Беркут" Макет 1:1 ЗАВОД П/Я №1052 ГКАТ (АО "НПП "ЗВЕЗДА" ИМ. АКАДЕМИКА Г.И. СЕВЕРИНА") НАЧАЛО РАЗРАБОТКИ: 1964 ГОД МАССА: 20 КГ (С СИСТЕМОЙ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ - 41.5 КГ) "Беркут" - первый скафандр для работы в открытом космосе. Именно в таком скафандре 18 марта 1965 года Алексей Леонов впервые в истории вышел в безвоздушное пространство. За пределами корабля "Восход-2" космонавт находился 12 минут 9 секунд. Скафандр использовался не только для внекорабельной работы, но и как защитный костюм при старте и приземлении. Расчётное время работы скафандра при разгерметизации кабины корабля - 4 часа, в условиях открытого космоса - 45 минут
Многоразовый возвращаемый аппарат пилотируемого ракетно-космического комплекса "Алмаз"

ЦКБМ (АО "ВПК "НПО МАШИНОСТРОЕНИЯ"")
КОНСТРУКТОР: В.Н. ЧЕЛОМЕЙ
ПЕРВЫЙ ПОЛЁТ: 1976 ГОД
НАТУРНЫЙ ОБРАЗЕЦ

Возвращаемый аппарат транспортного корабля снабжения (ТКС) стал первым в мире трёхместным возвращаемым космическим аппаратом, отсек экипажа которого можно было использовать многократно. Аппарат предназначался для доставки на станцию экипажа в скафандрах и возвращения его на Землю. Помимо экипажа корабль мог возвращать до 100 кг грузов, а в беспилотном режиме - до полутонны.
Всего в космос было запущено девять возвращаемых аппаратов в беспилотном варианте. Один из аппаратов использовался трижды
Многоразовый возвращаемый аппарат пилотируемого ракетно-космического комплекса "Алмаз" ЦКБМ (АО "ВПК "НПО МАШИНОСТРОЕНИЯ"") КОНСТРУКТОР: В.Н. ЧЕЛОМЕЙ ПЕРВЫЙ ПОЛЁТ: 1976 ГОД НАТУРНЫЙ ОБРАЗЕЦ Возвращаемый аппарат транспортного корабля снабжения (ТКС) стал первым в мире трёхместным возвращаемым космическим аппаратом, отсек экипажа которого можно было использовать многократно. Аппарат предназначался для доставки на станцию экипажа в скафандрах и возвращения его на Землю. Помимо экипажа корабль мог возвращать до 100 кг грузов, а в беспилотном режиме - до полутонны. Всего в космос было запущено девять возвращаемых аппаратов в беспилотном варианте. Один из аппаратов использовался трижды
Орбитальная станция "Салют"
Макет 1:20

ПАО "РКК "Энергия""
Орбитальная станция "Салют" Макет 1:20 ПАО "РКК "Энергия""
Долговременная орбитальная станция "Салют-6"
Макет 1:10

Из коллекции Политеха
Долговременная орбитальная станция "Салют-6" Макет 1:10 Из коллекции Политеха
-9
Транспортный грузовой корабль "Прогресс"
Модель 1:10

РКК "ЭНЕРГИЯ" ИМ. С.П. КОРОЛЁВА
ПЕРВЫЙ ПОЛЁТ: 20 ЯНВАРЯ 1978 ГОДА
СЕРИЯ ГРУЗОВЫХ КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ

Корабль "Прогресс" за один запуск может доставить на Международную космическую станцию до 2500 кг полезного груза, включая топливо для орбитальной станции, научное оборудование и всё, что может понадобиться космонавтам для жизни и работы в условиях длительного орбитального полёта: кислород, воду, запасы питания. Пристыкованный грузовой корабль своими двигателями помогает корректировать орбиту МКС. Используемые модули контролируемо затапливают в Тихом океане. В настоящее время для доставки грузов используют модификацию "Прогресс МС"
Транспортный грузовой корабль "Прогресс" Модель 1:10 РКК "ЭНЕРГИЯ" ИМ. С.П. КОРОЛЁВА ПЕРВЫЙ ПОЛЁТ: 20 ЯНВАРЯ 1978 ГОДА СЕРИЯ ГРУЗОВЫХ КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ Корабль "Прогресс" за один запуск может доставить на Международную космическую станцию до 2500 кг полезного груза, включая топливо для орбитальной станции, научное оборудование и всё, что может понадобиться космонавтам для жизни и работы в условиях длительного орбитального полёта: кислород, воду, запасы питания. Пристыкованный грузовой корабль своими двигателями помогает корректировать орбиту МКС. Используемые модули контролируемо затапливают в Тихом океане. В настоящее время для доставки грузов используют модификацию "Прогресс МС"
Комплекс "Союз - Аполлон"
Модель 1:10
СССР, США

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО МАШИНОСТРОЕНИЯ СССР, АН СССР, ЦКБЭМ / РКК "ЭНЕРГИЯ" ИМ. С.П. КОРОЛЁВА, ROCKWELL (BOEING)
СТЫКОВКА: 17 ИЮЛЯ 1975 ГОДА

"Рукопожатие в космосе" - так мировая пресса назвала первую совместную пилотируемую космическую программу СССР и США. Через три часа после стыковки кораблей и открытия люков состоялось символическое рукопожатие советского и американского экипажей: Алексея Леонова и Валерия Кубасова ("Союз-19") и Томаса Стаффорда, Вэнса Бранда и Дональда Слейтона ("Аполлон"). Для стыковки кораблей был разработан андрогинно-периферийный агрегат стыковки (АПАС), модификации которого до сих пор используются на МКС и других орбитальных станциях
Комплекс "Союз - Аполлон" Модель 1:10 СССР, США МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО МАШИНОСТРОЕНИЯ СССР, АН СССР, ЦКБЭМ / РКК "ЭНЕРГИЯ" ИМ. С.П. КОРОЛЁВА, ROCKWELL (BOEING) СТЫКОВКА: 17 ИЮЛЯ 1975 ГОДА "Рукопожатие в космосе" - так мировая пресса назвала первую совместную пилотируемую космическую программу СССР и США. Через три часа после стыковки кораблей и открытия люков состоялось символическое рукопожатие советского и американского экипажей: Алексея Леонова и Валерия Кубасова ("Союз-19") и Томаса Стаффорда, Вэнса Бранда и Дональда Слейтона ("Аполлон"). Для стыковки кораблей был разработан андрогинно-периферийный агрегат стыковки (АПАС), модификации которого до сих пор используются на МКС и других орбитальных станциях
-12
-13
-14
-15
Теория большого взрыва
Теория большого взрыва
Ракетно-космический комплекс "Энергия-Буран"
Макет 1:100
Ракетно-космический комплекс "Энергия-Буран" Макет 1:100
-18
-19
-20
Гидрокомбинезон "Форель"
Натурный образец

Завод №918 МАП (АО НПП "Звезда")
Начало разработки: 1964
Масса: 2.5 кг

Предназначен для удержания пилота на воде и защиты от охлаждения, ветра, дождя и снега на земле. Является индивидуальным спасательным средством, используется при аварийном приводнении или приземлении спускаемого аппарата космического корабля в необитаемом труднодоступном месте
Гидрокомбинезон "Форель" Натурный образец Завод №918 МАП (АО НПП "Звезда") Начало разработки: 1964 Масса: 2.5 кг Предназначен для удержания пилота на воде и защиты от охлаждения, ветра, дождя и снега на земле. Является индивидуальным спасательным средством, используется при аварийном приводнении или приземлении спускаемого аппарата космического корабля в необитаемом труднодоступном месте
Профилактический нагрузочный костюм "Пингвин-3"
Натурный образец

Машиностроительный завод "Звезда" (АО "НПП "Звезда" им. Академика Г.И. Северина")
Начало разработки: 1969
Масса с обувью: 6.1 кг

Костюм "Пингвин" разработан для космонавтов, подолгу находящихся на орбитальных станциях. Длительное пребывание в невесомости плохо действует на здоровье человека: уменьшается объём мышц, снижается костная масса. Такая "неудобная" одежда как "Пингвин", с помощью натяжных амортизаторов создаёт постоянную и регулируемую нагрузку на опорно-двигательный аппарат тела космонавта.
Подобные костюмы применяются и сейчас
Профилактический нагрузочный костюм "Пингвин-3" Натурный образец Машиностроительный завод "Звезда" (АО "НПП "Звезда" им. Академика Г.И. Северина") Начало разработки: 1969 Масса с обувью: 6.1 кг Костюм "Пингвин" разработан для космонавтов, подолгу находящихся на орбитальных станциях. Длительное пребывание в невесомости плохо действует на здоровье человека: уменьшается объём мышц, снижается костная масса. Такая "неудобная" одежда как "Пингвин", с помощью натяжных амортизаторов создаёт постоянную и регулируемую нагрузку на опорно-двигательный аппарат тела космонавта. Подобные костюмы применяются и сейчас
Космический аппарат "Бион-М"
Макет 1:5

АО "РКЦ "Прогресс""
Запуск: 19 апреля 2013 года
Космический аппарат для проведения биологических и медицинских исследований

"Бион-М" представляет собой модернизированную версию первых биологических спутников "Бион". На аппарате установлена система жизнеобеспечения, рассчитанная на 45 дней.
"Экипаж" космического аппарата "Бион-М" №1 состоял из 45 мышей, 8 песчанок, 15 гекконов, улиток, ракообразных, рыб и различных микроорганизмов. Аппараты серии помогут изучить как влияет космический полёт и открытое космическое пространство на биологию микроорганизмов и растений. Кроме того, аппарат предназначен для радиобиологических и биотехнологических исследований
Космический аппарат "Бион-М" Макет 1:5 АО "РКЦ "Прогресс"" Запуск: 19 апреля 2013 года Космический аппарат для проведения биологических и медицинских исследований "Бион-М" представляет собой модернизированную версию первых биологических спутников "Бион". На аппарате установлена система жизнеобеспечения, рассчитанная на 45 дней. "Экипаж" космического аппарата "Бион-М" №1 состоял из 45 мышей, 8 песчанок, 15 гекконов, улиток, ракообразных, рыб и различных микроорганизмов. Аппараты серии помогут изучить как влияет космический полёт и открытое космическое пространство на биологию микроорганизмов и растений. Кроме того, аппарат предназначен для радиобиологических и биотехнологических исследований
Многоразовая транспортная космическая система "Энергия - Буран"
Модель 1:20

ОАО "НПО "Молния"", НПО "Энергия" (РКК "Энергия" им. С.П. Королёва)
Конструкторы: Г.Е. Лозино-Лозинский, В.П. Глушко, Б.И. Губанов, Ю.П. Семёнов
Запуск: 15 ноября 1988 года

"Буран" - советский крылатый орбитальный корабль многоразового использования, который предназначался прежде всего для решения оборонных задач. Для его запуска была разработана универсальная двухступенчатая ракета-носитель "Энергия". "Буран" способен доставить на орбиту груз массой 30 тонн и вернуть на Землю 20 тонн. Его экипаж мог достигать 10 человек, но первый и единственный полёт корабля выполнялся в автоматическом режиме. В течение 18 лет над программой "Энергия - Буран" работали около миллиона человек, сотрудников более 1200 предприятий и организаций
Многоразовая транспортная космическая система "Энергия - Буран" Модель 1:20 ОАО "НПО "Молния"", НПО "Энергия" (РКК "Энергия" им. С.П. Королёва) Конструкторы: Г.Е. Лозино-Лозинский, В.П. Глушко, Б.И. Губанов, Ю.П. Семёнов Запуск: 15 ноября 1988 года "Буран" - советский крылатый орбитальный корабль многоразового использования, который предназначался прежде всего для решения оборонных задач. Для его запуска была разработана универсальная двухступенчатая ракета-носитель "Энергия". "Буран" способен доставить на орбиту груз массой 30 тонн и вернуть на Землю 20 тонн. Его экипаж мог достигать 10 человек, но первый и единственный полёт корабля выполнялся в автоматическом режиме. В течение 18 лет над программой "Энергия - Буран" работали около миллиона человек, сотрудников более 1200 предприятий и организаций
Космический аппарат связи серии "Экспресс-А"
Макет 1:1

ИСС им. Академика М.Ф. Решетнёва
Запуск первого аппарата серии: 12 марта 2000 года

Спутник связи "Экспресс-А" предназначался для телефонной, телеграфной и фототелеграфной связи на территории России, передачи программ центрального телевидения и радиовещания и организации межправительственной связи. Космические аппараты связи серии "Экспресс-А" созданы на базе герметичной спутниковой платформы. Ретранслятор спутника находится в непроницаемом отсеке, а его охлаждение производится с помощью жидкостного и газового контуров. Это защищает чувствительную аппаратуру от перегрева, ведь в космосе нет окружающего воздуха, который отводил бы лишнее тепло
Космический аппарат связи серии "Экспресс-А" Макет 1:1 ИСС им. Академика М.Ф. Решетнёва Запуск первого аппарата серии: 12 марта 2000 года Спутник связи "Экспресс-А" предназначался для телефонной, телеграфной и фототелеграфной связи на территории России, передачи программ центрального телевидения и радиовещания и организации межправительственной связи. Космические аппараты связи серии "Экспресс-А" созданы на базе герметичной спутниковой платформы. Ретранслятор спутника находится в непроницаемом отсеке, а его охлаждение производится с помощью жидкостного и газового контуров. Это защищает чувствительную аппаратуру от перегрева, ведь в космосе нет окружающего воздуха, который отводил бы лишнее тепло
-26
-27
-28
-29
-33
Гироплан No. 1
Гироплан No. 1
ЦАГИ 1-ЭА
ЦАГИ 1-ЭА
-46
-47

Граф Цеппелин и первые дирижабли

Имя графа Цеппелина - нарицательное, благодаря изобретённым им дирижаблям. Первый аппарат с жёстким корпусом как у морских кораблей LZ-1 он построил в 1900 году. Спустя 8 лет Цеппелин совершил 12-часовой успешный перелёт над Швейцарией на LZ-4, положив начало эпохе аэростатов жёсткого типа.
В 1928 году появился, названный в честь графа, пассажирский LZ-127 с самой большой в истории гондолой, а в 1936 году в небо поднялся межатлантический LZ-129, ставший самым большим летательным аппаратом своего времени. Его крушение из-за утечки водорода положило конец использованию дирижаблей для перевозки пассажиров

Дирижабль LZ-1
Модель в масштабе 1:200
Дирижабль LZ-1 Модель в масштабе 1:200
Дирижабль LZ-129
Модель в масштабе 1:200
Дирижабль LZ-129 Модель в масштабе 1:200
Дирижабль LZ-4
Модель в масштабе 1:200
Дирижабль LZ-4 Модель в масштабе 1:200
Дирижабль LZ-127
Модель в масштабе 1:200
Дирижабль LZ-127 Модель в масштабе 1:200
-54
-55
-56
-57
Глобус Меркурия
Масштаб 1:2740000

Интерактивный экспонат, демонстрирующий поверхность планеты Меркурий. Глобус планеты Меркурий даёт представление о рельефе поверхности планеты.
Глобус Меркурия Масштаб 1:2740000 Интерактивный экспонат, демонстрирующий поверхность планеты Меркурий. Глобус планеты Меркурий даёт представление о рельефе поверхности планеты.
-59
-60
-61
-62
Автоматическая межпланетная станция "Венера-9"
Макет 1:10
Автоматическая межпланетная станция "Венера-9" Макет 1:10
Автоматическая межпланетная станция "Вега"
Макет 1:10
Автоматическая межпланетная станция "Вега" Макет 1:10
-65
Проект лунной научной станции "Барминград"
Макет 1:50
Проект лунной научной станции "Барминград" Макет 1:50
Слева: Возвращаемый аппарат автоматической межпланетной станции "Луна-16"
Макет 1:1

ОКБ машиностроительного завода им. С.А. Лавочкина (АО "НПО им. С.А. Лавочкина")
Конструктор: Г.Н. Бабакин
Запуск: 12 сентября 1970 года

АМС "Луна-16" впервые в мировой истории успешно доставила образцы лунного грунта на Землю в автоматическом режиме. Станция совершила мягкую посадку на поверхность Луны 20 сентября 1970 года, после чего пробурила грунт на 35 см. Пуск к Земле произошёл через сутки, когда расположение аппарата позволяло выйти на траекторию приземления без дополнительных манёвров после вертикального старта. Спасаемый аппарат доставил на Землю 101 грамм лунного грунта. А ракета-носитель "Протон-К/Д", которая отправила за ним "Луну-16", имела стартовую массу 690 тонн.

Справа:
Автоматическая лунная станция "Луна-9"

ОКБ-1 (РКК "Энергия" им. С.П. Королёва), ОКБ машиностроительного завода им. С.А. Лавочкина (АО "НПО им. С.А. Лавочкина")
Конструкторы: С.П. Королёв, Г.Н. Бабакин
Запуск: 31 января 1966 года

3 февраля 1966 года "Луна-9" впервые в мировой истории совершила мягкую посадку на поверхность Луны в Океане Бурь. Станция передала на Землю первую телепанораму лунной поверхности. Межпланетная станция состояла из двух частей: перелётного блока и автоматической лунной станции. За научную программу миссии отвечали телевизионная камера и детекторы ионизирующего излучения. Связь обеспечивали четыре лепестковые антенны, автоматически раскрывающиеся после посадки. Мягкую посадку сделали возможной два надувных баллона-амортизатора.
Слева: Возвращаемый аппарат автоматической межпланетной станции "Луна-16" Макет 1:1 ОКБ машиностроительного завода им. С.А. Лавочкина (АО "НПО им. С.А. Лавочкина") Конструктор: Г.Н. Бабакин Запуск: 12 сентября 1970 года АМС "Луна-16" впервые в мировой истории успешно доставила образцы лунного грунта на Землю в автоматическом режиме. Станция совершила мягкую посадку на поверхность Луны 20 сентября 1970 года, после чего пробурила грунт на 35 см. Пуск к Земле произошёл через сутки, когда расположение аппарата позволяло выйти на траекторию приземления без дополнительных манёвров после вертикального старта. Спасаемый аппарат доставил на Землю 101 грамм лунного грунта. А ракета-носитель "Протон-К/Д", которая отправила за ним "Луну-16", имела стартовую массу 690 тонн. Справа: Автоматическая лунная станция "Луна-9" ОКБ-1 (РКК "Энергия" им. С.П. Королёва), ОКБ машиностроительного завода им. С.А. Лавочкина (АО "НПО им. С.А. Лавочкина") Конструкторы: С.П. Королёв, Г.Н. Бабакин Запуск: 31 января 1966 года 3 февраля 1966 года "Луна-9" впервые в мировой истории совершила мягкую посадку на поверхность Луны в Океане Бурь. Станция передала на Землю первую телепанораму лунной поверхности. Межпланетная станция состояла из двух частей: перелётного блока и автоматической лунной станции. За научную программу миссии отвечали телевизионная камера и детекторы ионизирующего излучения. Связь обеспечивали четыре лепестковые антенны, автоматически раскрывающиеся после посадки. Мягкую посадку сделали возможной два надувных баллона-амортизатора.