Продолжение. Начало здесь
2.Определяем стратегические задачи.
То есть те задачи, которые необходимо решить для достижения стратегической цели и распределяем их в рамках четырех основных проекций:
Проекция финансов.
В качестве типичных стратегических задач в рамках финансовой проекции выступают
- увеличение рентабельности продукции,
- увеличение оборачиваемости складских остатков;
- увеличение оборачиваемости дебиторской задолженности и т.д.;
Проекция клиента.
Для выживания на рынке компания должна быть ориентирована на потребности клиента – продукт (услуга) должны иметь наименьшую цену, наивысшее качество, лучшее обслуживание. Основными стратегическими задачами в данной проекции являются:
- Удовлетворение потребностей клиентов. Нам необходимо понять, доволен ли покупатель работой нашей компании или нет. Это можно сделать самостоятельно (мы наверняка знаем свои «узкие» места), а можем привлечь покупателей, попросив заполнить их опросный лист:как бы вы оценили наши товары(услуги) по критериям качество, цена, сервис, график поставки, условия оплаты
какие товары, услуги мы могли бы вам предложить
что конкретно мы можем сделать, чтобы повысить вашу степень удовлетворенности?
Если в результате мы определим, что покупатель недоволен нарушением сроков изготовления и поставки, то цель будет выглядеть более конкретно:
Добиться выполнения договорных сроков изготовления и поставки изделий, измерить такую цель можно процентом исполненных в срок заказов.
- Расширение клиентской базы – характеризует скорость, с которой компания привлекает новых потребителей. Показателем может быть количество новых клиентов;
- Увеличение доли рынка в целевых сегментах – отображает долю компании, выраженную в денежных единицах, натуральных единицах или количеству потребителей по отношению к рынку в целом. Определение показателей, измеряющих выполнение этой задачи, может оказаться слишком дорогим, сложным и вдобавок достоверность результатов может вызывать сомнения. Здесь нам придут на помощь косвенные методы оценки роста. Мы можем, например, сравнивать динамику роста продаж своей компании с показателями продаж нескольких конкурентов.
Проекция внутренних бизнес-процессов.
Проекция внутренних бизнес-процессов отражает основные процессы, подлежащие усовершенствованию и развитию. Для верной постановки стратегических задач этой проекции необходимо определить группы процессов, которые существуют в компании:
- Основные процессы (маркетинг, закупки, производство, упаковка и хранение, реализация или предоставление услуги и т.д.),
- Вспомогательные процессы (управление кадрами, управление материальными и финансовыми ресурсами, управление внешними связями).
Примером стратегических задач в этой проекции могут быть:
- Управление процессом закупок – примеры показателей:отношение числа поставщиков по условиям договора работающих с отсрочкой платежа к общему числу поставщиков,
оперативность реагирования на претензии. - Повышение эффективности процесса производства. Основные показатели- это:время (определение нормативов на выполнение производственных задач, трудоемкость единицы продукции),
качество (% отходов, брака, неликвидов, возвратов),
себестоимость (снижение затрат). - Управление складскими запасами –соблюдение нормативов остатков для обеспечения непрерывности производства.
- Внедрение послепродажного обслуживания – показатели — скорость реагирования на запрос (дни, часы), затраты на устранение недостатков.
Показатели могут быть какие угодно (то есть такие, какие нужны вам),
главное — чтобы они объективно отражали ситуацию с внутренними бизнес-процессами на предприятии.
Проекция обучения и развития.
Рост и развитие компании являются результатом объединения трех основных факторов:
- человеческих ресурсов,
- информационных систем,
- организационных бизнес-процессов.
Для того чтобы обеспечить себе долгосрочное присутствие на рынке, компания должно инвестировать средства в:
- повышение квалификации своих сотрудников,
- во внедрение современных информационных технологий,
- совершенствование внутри предприятия организационной системы и бизнес-процессов.
Основные стратегические задачи в этой проекции это:
- Удовлетворенность сотрудников. Основные показатели это:оплата,
возможность карьерного роста,
рабочая нагрузка,
условия труда,
безопасность.
Для определения можно проводить ежегодный опрос по 5 бальной системе (можно анонимно)
- Сохранение кадровой базы. В качестве измерителя может быть процент текучести кадров.
- Создание и реализация программы стратегического переобучения. В качестве показателя можно использовать соотношение числа работников, прошедших обучение к общему числу требуемых специалистов
Важно понимать, что все задачи, представленные в 4-х проекциях, должны способствовать реализации единой стратегической цели предприятия.
Окончание следует.
Приглашаю вас на свой сайт, где вы сможете не только прочитать эту статью целиком, но и найдете много полезной информации по управленческому учету без воды, а также различные электронные таблицы, для удобства вашей работы.