Только не часто этим умением пользовались.
Итак, дамы и господа, нынче Страстная Пятница, поэтому укиё-э со всяческими нефритовыми жезлами я вам показывать не буду. Но немного расскажу о перспективе в японской гравюре. В общем, нудно, скучно и неинтересно. Поехали!
Одним из первых классическую линейную перспективу в японское искусство ввел Сиба Кокан, живший в эпоху Эдо и учившийся у Судзуки Харунобу. Очень талантливый и неординарный художник!
Сиба Кокан начал обучение живописи в 15 лет в школе Кано. Но уже через 4 года года юноша бросил академическую, если можно так выразиться, живопись и поступил в ученики к Судзуки Харунобу.
Ну а в 25 лет Сиба Кокан познакомился с западным искусством. И понеслось! Он стал одним из самых модных художников своего времени. Причем, Кокан принес классическую перспективу не только в живопись, но и в укиё-э.
В 33 года Сиба Кокан начал активно общаться с учеными и художниками, изучавшими западную науку и искусство. Художник подружился и с хирургом Голландского торгового дома – Штутцелем. Кстати, Сиба Кокан даже сделал копию карты мира Гайо, принадлежавшей врачу, и опубликовал это изображение.
В 42 года художник отправился в путешествие в Нагасаки. Там он изучал по картинам голландских мастеров западное искусство. Познакомился с японскими переводчиками с голландского и общался через них с иностранцами. Ходил на голландском корабле и наблюдал за охотой на китов.
В Хирадо Сиба Кокан познакомился со знаменитым в ту эпоху ранпеки – Киёси Мацуурой. Этот даймё активно изучал голландскую культуру и основал свою школу для обучения самурайских детей.
После возвращения в Эдо художник применил на практике все полученные знания. Сиба Кокан внес очень большой вклад в японское исскусство. Как в живопись, так и в укиё-э.
Ну с занудной теорией всё! Хотя не рассказать, даже вот так коротко, биографию этого художника я просто не могла. Очень интересный дядечка был.
А рассказать поподробнее я вам сегодня хочу вот о такой интересной гравюре. Называется «Ёкюба». Это такая спортивная игра с луком и стрелами.
Вообще всяческие состязания в стрельбе – одно из любимейших развлечений японских мужчин, начиная с эпохи Хэйан. Но если воинские дома занимались кюдо – «Путём лука», то обычные люди просто развлекались игрой ёкюба.
Цель – поразить мишень диаметром 9 см с расстояния 13 с лишним метров. Из маленького лука длиной 85 см. (Для сравнения: лук для кюдо имеет длину порядка 220 см.)
Заняться этим безобразием можно было в квартале Асакуса-Окуяма, Ёккаитимати в Нихомбаси, в Рёгокубаси-ниси, у «дороги паломников» святилища Канда-мёдзин. Это всё в тогдашней столице Эдо.
В этих местах располагались ярмарки, чайные дома, магазины и даже окабасё – нелицензированные публичные дома. Обитательницам таких злачных мест нельзя было официально заниматься проституцией. Поэтому ею занимались «под прикрытием». Игра ёкюба идеально подходила для этих целей.
Во-первых, работница стрельбища – яба-онна – могла как бы нечаянно продемонстрировать потенциальному клиенту голую ногу, «неаккуратно» нагнувшись за пролетевшей мимо цели стрелой.
Во-вторых, можно было поплотнее прижаться к мужчине и пожамкать его за всякое в процессе обучения стрельбе.
Ну и в-третьих, рядом со стрельбищем находились небольшие комнатки, в которых жили яба-онна. Идти с клиентом далеко не приходилось.
Так что вот такая интересная история получилась. А начиналось всё хорошо и прилично. С линейной перспективы.